Мудрые мысли

Денис Иванович Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин

(3 (14) апреля 1745, Москва, Российская империя — 1 (12) декабря 1792, Санкт-Петербург, Российская империя)

Русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.

Цитата: 1 - 17 из 91

  А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь. - (Стародум) (*Недоросль*, 1781)


  А разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одной боязнию: рано или поздно сверзиться. Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?


  Без знатных дел знатное состояние ничто.


  Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что- нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это? - (г-жа Простакова) (*Недоросль*, 1781)


  Без ума жить худо; что ты наживешь без него?


  Береги жену, не давай ей воли.


  В большом свете водятся премелкие души.


  В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина — пре-знатная особа; добродетель все меняет, а добродетели ничто заменить не может. Без знатных дел знатное состояние ничто.


  В мое время, когда я еще был помоложе, народ был гораздо крупнее.


  В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.


  Век живи, век учись, друг мой сердешный! - (г-жа Простакова Митрофану) (*Недоросль*, 1781)


  Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. - (Стародум) (*Недоросль*, 1781)


  Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно свое жалованье?


  Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали?


  Вот злонравия достойные плоды!