Мудрые мысли
(3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, Флоренция)
Итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году, автор других военно-теоретических трудов.
Цитата: 52 - 68 из 113
• Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
• Люди - враги всяких затруднительных предприятий.
• Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость. (О природе человека)
• Люди всегда дурны, пока необходимость не принудит их стать добрыми.
• Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям. (О природе человека)
• Люди не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им. (О природе человека)
• Люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими: злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться.
• Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
• Люди скорее простят смерть отца, чем потерют имущества. (О природе человека)
• Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.
• Люди, будучи дурны, слово не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется.
• Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
• Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
• Можно, думается мне, полагать истинным, что судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим.
• Мы навлекаем на себя ненависть, делая как добро, так и зло.
• Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму.
• Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу.