Мудрые мысли
(22 февраля 1788, Гданьск, Речь Посполитая — 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне, Германский союз)
Немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады, а также стоиков — Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположение софистическим, как он сам выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».
Цитата: 137 - 153 из 401
• Кaк для oбыкнoвеннoгo челoвекa пoзнaние служит фoнaрем, кoтoрый oсвещaет ему путь, для гения oнo - сoлнце, кoтoрoе oзaряет для негo мир.
• Кaтoлицизм - этo христиaнствo, пoдвергшееся бессoвестным злoупoтреблениям, прoтестaнтизм же - этo христиaнствo вырoдившееся.
• Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы.
• Каждого писателя следует толковать так, как он сам того пожелал бы. Такого отношения требует, с одной стороны, справедливость, с другой – польза самого изучения.
• Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.
• Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя.
• Каждое общество прежде всего требует взаимного приспособления и принижения, а потому, чем оно больше, тем пошлее. Каждый человек может быть вполне самим собою только пока он одинок. Стало быть, кто не любит одиночества — не любит также и свободы, ибо человек бывает свободен лишь тогда, когда он один. Принуждение есть нераздельный спутник каждого общества; каждое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем значительнее собственная личность.
• Каждому из нас доступно следующее утешение: смерть так же естественна, как и жизнь, а там, что будет, - это мы увидим.
• Каждый имеет для другого лишь то значение, какое тот имеет для него.
• Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок.
• Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понимать его лишь в меру своего собственного интеллекта.
• Каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки. Однако он большею частью поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
• Каждый человек может вполне быть самим собою только пока он одинок.
• ...как давно уже замечено, мир лежит во зле - дикие пожирают друг друга, а культурные друг друга обманывают и это называется порядком вещей.
• Как для обыкновенного человека познание служит фонарем, который освещает ему путь, для гения оно — солнце, которое озаряет для него мир.
• Как животные лучше исполняют некоторые службы, чем люди, например, отыскивание дороги или утерянной вещи и т. п., так и обыкновенный человек бывает способнее и полезнее в обыденных случаях жизни, чем величайший гений. И далее, как животные никогда собственно не делают глупостей, так и средний человек гораздо меньше делает их, нежели гений.
• Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости.