Мудрые мысли

Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer)

Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer)

(22 февраля 1788, Гданьск, Речь Посполитая — 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне, Германский союз)

Немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады, а также стоиков — Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположение софистическим, как он сам выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

Цитата: 35 - 51 из 401

  Во всех отделах искусства дрессировки людей на первом месте значится правило поддерживать и изощрять чувство чести.


  Во всяком случае надо старательно беречься от очень благоприятного мнения о человеке, с которым мы только что познакомились: иначе нас чаще всего ждет разочарование, к нашему собственному стыду, или даже ущербу...


  Воля человеческая направлена к той же цели, как у животных, - к питанию и размножению. Но посмотрите, какой сложный и искусный аппарат дан человеку для достижения этой цели, - сколько ума, размышления и тонких отвлеченностей употребляет человек даже в делах обыденной жизни! Тем не менее и человеком, и животными преследуется и достигается одна и та же цель. Для большей ясности приведу два сравнения: вино, налитое в глиняный сосуд и в искусно сделанный кубок, остается одним и тем же; или два совершенно одинаковых клинка, из одного и того же металла и в одной и той же мастерской сработанные, могут иметь разные рукояти: один золотую, другой - из латуни.


  Вообще же человек может находиться в самом полном согласии с одним только самим собою, но не со своим другом, не со своей возлюбленной: ибо разница в индивидуальности и настроениях всегда ведет к дисгармонии, хотя бы и незначительной.


  Вопрос о реальности морали сводится к тому, есть ли действительно обоснованный принцип, противоположный принципу эгоизма? Так как эгоизм требует благополучия только для отдельной личности, то противоположный принцип должен был бы распространить это требование на всех.


  Вполне честно все-таки мы относимся в конце концов лишь к себе самим.


  Впрочем, есть еще много других подобных противоречий, примирение которых может дать лишь истинная философия.


  Враг видит человека во всей его слабости, юрист - во всей его подлости, теолог - во всей его глупости.


  Время - это всецело последовательность и больше ничего, пространство - всецело положение и больше ничего, материя - всецело причинность и больше ничего.


  Все o чем пoвествует истoрия, в сущнoсти лишь тяжкий, зaтянувшийся и зaпутaнный кoшмaр челoвечествa.


  Все естественные науки имеют тот неизбежный недостаток, что они рассматривают природу исключительно с объективной стороны, забывая о субъективной стороне ее.


  Все интеллектуальное (творческие произведения, способности и заслуги) относится к моральному, как образ к действительности.


  Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глупца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота.


  Все негодяи, к сожалению, общительны.


  Все общие правила поведения потому недостаточны, что они основаны на ложном предположении о равенстве людей, — предположении, установленном в системе Гельвеция; между тем, коренное различие людей в умственном и нравственном отношении беспредельно.


  Все, все человек может забыть, только не самого себя, не свою собственную сущность.


  все, чтo сoвершaется в зaвисимoсти oт oжидaемoй нaгрaды или кaры, будет эгoистическим деянием и, кaк тaкoвoе, лишенo чистo мoрaльнoй ценнoсти.