Мудрые мысли
(22 февраля 1788, Гданьск, Речь Посполитая — 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне, Германский союз)
Немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады, а также стоиков — Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположение софистическим, как он сам выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».
Цитата: 35 - 51 из 401
• Во всех отделах искусства дрессировки людей на первом месте значится правило поддерживать и изощрять чувство чести.
• Во всяком случае надо старательно беречься от очень благоприятного мнения о человеке, с которым мы только что познакомились: иначе нас чаще всего ждет разочарование, к нашему собственному стыду, или даже ущербу...
• Воля человеческая направлена к той же цели, как у животных, - к питанию и размножению. Но посмотрите, какой сложный и искусный аппарат дан человеку для достижения этой цели, - сколько ума, размышления и тонких отвлеченностей употребляет человек даже в делах обыденной жизни! Тем не менее и человеком, и животными преследуется и достигается одна и та же цель. Для большей ясности приведу два сравнения: вино, налитое в глиняный сосуд и в искусно сделанный кубок, остается одним и тем же; или два совершенно одинаковых клинка, из одного и того же металла и в одной и той же мастерской сработанные, могут иметь разные рукояти: один золотую, другой - из латуни.
• Вообще же человек может находиться в самом полном согласии с одним только самим собою, но не со своим другом, не со своей возлюбленной: ибо разница в индивидуальности и настроениях всегда ведет к дисгармонии, хотя бы и незначительной.
• Вопрос о реальности морали сводится к тому, есть ли действительно обоснованный принцип, противоположный принципу эгоизма? Так как эгоизм требует благополучия только для отдельной личности, то противоположный принцип должен был бы распространить это требование на всех.
• Вполне честно все-таки мы относимся в конце концов лишь к себе самим.
• Впрочем, есть еще много других подобных противоречий, примирение которых может дать лишь истинная философия.
• Враг видит человека во всей его слабости, юрист - во всей его подлости, теолог - во всей его глупости.
• Время - это всецело последовательность и больше ничего, пространство - всецело положение и больше ничего, материя - всецело причинность и больше ничего.
• Все o чем пoвествует истoрия, в сущнoсти лишь тяжкий, зaтянувшийся и зaпутaнный кoшмaр челoвечествa.
• Все естественные науки имеют тот неизбежный недостаток, что они рассматривают природу исключительно с объективной стороны, забывая о субъективной стороне ее.
• Все интеллектуальное (творческие произведения, способности и заслуги) относится к моральному, как образ к действительности.
• Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глупца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота.
• Все негодяи, к сожалению, общительны.
• Все общие правила поведения потому недостаточны, что они основаны на ложном предположении о равенстве людей, — предположении, установленном в системе Гельвеция; между тем, коренное различие людей в умственном и нравственном отношении беспредельно.
• Все, все человек может забыть, только не самого себя, не свою собственную сущность.
• все, чтo сoвершaется в зaвисимoсти oт oжидaемoй нaгрaды или кaры, будет эгoистическим деянием и, кaк тaкoвoе, лишенo чистo мoрaльнoй ценнoсти.