Мудрые мысли
(22 февраля 1788, Гданьск, Речь Посполитая — 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне, Германский союз)
Немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады, а также стоиков — Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположение софистическим, как он сам выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».
Цитата: 222 - 238 из 401
• Не тoлькo прирoдa вo все временa прoизвoдилa лишь крaйне немнoгих действительных мыслителей в виде редких исключений, нo чтo и сaми эти немнoгие всегдa существoвaли лишь для oчень немнoгих. Вoт пoчему призрaки и зaблуждения все время прoдoлжaют сoхрaнять свoе гoспoдствo.
• Не теряет ли человечество в качественном отношении по мере того, как оно возрастает количественно? Иллюстрацией к этому предположению может служить тот факт (см. *Историю моровых язв* Шнурера), что в ХIV ст. после чумы женщины стали чрезвычайно плодовиты, так что случаи рождения близнецов были обычным явлением, но зато у всех родившихся замечалось впоследствии отсутствие двух зубов. Далее, если сравнить древних греков и римлян с современными нам народами, если сравнить эпоху Вед с убожеством современной эпохи, а также примем во внимание, что, несмотря на количественное увеличение человечества, число великих умов сравнительно не увеличилось, - то вышеприведенная гипотеза не будет казаться неосновательной.
• Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии.
• Нельзя не признать, что в национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа. Попросту говоря, человеческая ограниченность, извращенность и испорченность принимают в разных странах разные формы, которые и именуются национальным характером. Когда опротивеет один, мы пускаемся расхваливать другой, пока с тем не случится того же. Каждая нация насмехается над другими, и все они в одинаковой мере правы.
• Немцев упрекают в том, что они всегда подражали во всем французам и англичанам; но забывают, что это самое умное, что они, как нация, могли сделать, потому что собственными силами они не произвели бы ничего дельного и хорошего.
• Несмотря на огромное различие между людьми выдающимися и обыкновенными, все-таки оно было слишком недостаточно для образования двух разновидностей человека. Это обстоятельство, на иной взгляд, может показаться странным и даже обидным.
• Нет более прекрасного утешения для старца, чем видеть всю мощь своей молодости, воплощенной в трудах, которые не состарятся подобно ему.
• Нет истины бoлее дoстoвернoй нежели тoй, чтo все, чтo сoвершaется, кaк великoе, тaк и мaлoе, сoвершaется с пoлнoй неoбхoдимoстью.
• Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике.
• Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют.
• Нет, истина - не продажная женщина, кидающаяся на шею тем, кто ее не хочет; напротив, она - столь недоступная карасавица, что даже тот, кто жертвует ей всем, еще не может быть уверен в ее благосклонности.
• Низменные люди испытывают огромное удовольствие, когда находят недостатки и безрассудные поступки у великих людей.
• Никакие деньги не бывают помещены выгоднее, чем те, которые мы позволили отнять у себя обманным путем, ибо за них мы непосредственно приобретаем благоразумие.
• Никакие песталоцциевские воспитательные приемы не в силах из природного олуха сделать мыслящего человека: никогда! - олухом он родился, олухом и умрет.
• Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.
• Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни.
• Никто не может долго притворяется; всякий притворяющийся скоро выкажет свою истинную натуру.