Мудрые мысли

Эзоп (Aesopus, точнее Эсоп)

Эзоп (Aesopus, точнее Эсоп)

(VI век до н. э.)

Полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец.

Цитата: 52 - 68 из 150

  Кто обращается с негодяем ласково - останется в убытке, кто поступает с ним грубо - в барыше.


  Кто хвастает перед тем, кто его знает, - заслуженно поднимает себя на смех.


  Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.


  Легко быть смелым с безопасного расстояния. (It is easy to be brave from a safe distance.)


  Лжецу не верят даже и тогда, когда говорит он правду.


  Лисица и барс.
Лисица и барс спорилии, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой; но лиса ему на это сказала: *Насколько же я тебя красивее, раз у меня не тело испещренное, а душа изощренная!*
Басня показывает, что тонкость ума лучше, чем красота тела.


  Лисица и виноград.
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: *Они еще зеленые!*.
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.


  Лисица и дровосек.
Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он ее приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух: *не видал*. - а рукою меж тем подавал знаки, показывая, где она спряталась. Но знаков его охотники не приметили, а словам его поверили; вот дождалась лисица, чтобы они ускакали, вылезла и, не говоря ни слова, пошла прочь. Дровосек начал ее бранить: он-де ее спас, а от нее не слышит ни звука благодарности. Ответила лисица: *Уж поблагодарила бы я тебя, если бы только слова твои и дела рук твоих не были так несхожи*.
Эту басню можно применить к таким людям, которые речи говорят хорошие, а дела делают дурные.


  Лисица и крокодил.
Лисица и крокодил спорили, кто знатней. Много наговорил крокодил о славе своих предков и наконец, заявил, что праотцы его были гимнасиархами. Лисица на это ответила: *И не говори! Даже по шкуре твоей видно, как усердно ты трудился в гимнасии*.
Так действительность всегда изобличает лжецов.


  Лисица и лев.
Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.
Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.


  Лисица и маска.
Лиса забралась в мастерскую лепщика и обшарила все, что там было. И тут ей попалась трагическая маска. Подняла ее лисица и сказала: *Какая голова, а мозгу в ней нет!*
Басня относится к человеку, который телом величествен, а душой неразумен.


  Лисица и обезьяна.
Лисица и обезьяна шли вместе по дороге, и начался у них спор, кто знатнее. Много наговорил каждый про себя, как вдруг увидели они какие-то гробницы, и обезьяна, глядя на них, принялась тяжко вздыхать. *В чем дело?* - спросила лисица; а обезьяна, показав на надгробия, воскликнула: *Как же мне не плакать! Ведь это памятники над могилами рабов и вольноотпущенников моих предков!* Но лиса на это ответила: *Ну, ври себе, сколько хочешь: ведь никто из них не воскреснет, чтобы тебя изобличить*.
Так и у людей лжецы всего больше бахвалятся тогда, когда изобличать их некому.


  Лисица и терновник.
Лисица карабкалась через забор и, чтоб не оступиться, ухватилась за терновник. Колючки терновника искололи ей кожу, стало ей больно, и начала она его попрекать: ведь она к нему обратилась как будто за помощью, а от него ей стало еще хуже. Но терновник возразил: *Ошиблась ты, голубушка, вздумав за меня уцепиться: я ведь сам привык за всех цепляться*.
Так и среди людей лишь неразумные просят помощи у тех, кому от природы свойственнее приносить вред.


  Лучше быть мудрым по несчастьям других, чем собственным. (Better be wise by the misfortunes of others than by your own.)


  Лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.


  Людей, покидающих отечество для чужих краев, на чужбине не уважают, а на родине чуждаются.


  Лягушки, просящие царя
Лягушки страдали оттого, что не было у них крепкой власти, и отправили они к Зевсу послов с просьбой дать им царя. Увидел Зевс, какие они неразумные, и бросил им в болото деревянный чурбан. Сперва лягушки испугались шума и попряталися в самую глубь болота; но чурбан был неподвижен, и вот понемногу они осмелели настолько, что и вскакивали на него, и сидели на нем. Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они опять обратились к Зевсу и попросили переменить им правителя, потому что этот слишком уж ленив. Рассердился на них Зевс и послал им водяную змею, которая стала их хватать и пожирать.
Басня показывает, что правителей лучше иметь ленивых, чем беспокойных.