Мудрые мысли
(ок. 50, Гиераполь, Фригия — 138, Никополь, Эпир)
Древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу.
Цитата: 273 - 289 из 291
• У кузнечиков есть голос, у улиток его нет. Последние любят сырость, первые – тепло; последних заставляет вылезти из скорлупы роса, первые просыпаются от жгучих лучей солнца, вместе с его восходом и начинают свои песни. Так если и ты хочешь быть человеком приятно и дельно говорящим, не показывай своей души на обедах, когда ее окропила винная *роса*, или загрязнишь ее. Когда же, в тихой беседе, ее согреет своими лучами разум, тогда пусть раздастся ее голос, как голос пророка – пусть она заговорит голосом правды.
• Укрепляй в себе чувство довольства своей судьбою: с этим оружием ты непобедим.
• Умен тот, кто не печалится о том, чего нет, а доволен настоящим.
• Умный борется со страстью, глупец - становится ее рабом.
•
«Философов (см. прим.), доказывающих, что сластолюбие противно человеческой природе, и, напротив, доказывающих, что людской природе сродни чувства справед-ти, умеренности и благородства, не любят. В самом деле, почему же тогда душа радуется хотя бы незначительным удовольствиям, наслаждается покоем — употребляя выражение Э. — и в то же время не чувствует радости от своих благ, которые так велики?» — «Природа дала мне стыд, и я часто краснею, когда чувствую, что говорю неприличное. Это душевное движение не позволяет мне верить, что наслаждение — благо и должно быть целью нашей жизни».
(Философы эти были стоики, к к-рым принадл. сам Э. Высшим благом, по уч. стоиков, была жизнь *согласно природе*, что дост-ся лишь на путях доброд-ной жизни. Главными фил-кими против-ми стоиков были эпикурейцы, считавшие, что высшее благо для человека - это удовол-вие (достиг-мое тоже только с помощью добродетели). Именно от стоиков идет широко распр-нное мнение об эпикурейцах как искателях и ценителях чувственных насл-ний.)
• Хочешь ты завести у себя львов – тебе следует, конечно, заботиться не о красоте их клеток, но о здоровье животных; так, если ты вздумаешь стать во главе сограждан, заботься не столько о великолепии их домов, сколько о том, чтобы живущие в них имели мужественную душу.
• Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом – не обращай других в рабство. Раз ты не можешь о6ойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, – как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство.
• Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
• Человек - это душонка, обремененная трупом.
• Человек со свободной волей не может быть назван рабом.
• Человек уже много улучшил себя, если понял, что он должен обвинять только самого себя, когда не может справиться со всем тем, что с ним случается, то есть если понял, что все дело его — в том, как он сам поймет свои затруднения. Если он поймет их так, как следует, то они перестанут быть для него затруднениями.
• Человек, лишенный вкуса, старается украсить свой дом работой из слепящего глаза гипса на удивление другим, но человек с тонким вкусом и в то же время одаренный любовью к людям украшает свою душу лаской и общительностью.
• Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.
• Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра.
• Чем реже удовольствие, тем оно приятнее.
• Честному человеку жить везде безопасно.
• Что надо платить государству, плати заблаговременно, и с тебя никогда не спросят чего не следует.