Мудрые мысли

Эпиктет (Epictetus, буквально «прикупленный», вероятно рабская кличка)

Эпиктет (Epictetus, буквально «прикупленный», вероятно рабская кличка)

(ок. 50, Гиераполь, Фригия — 138, Никополь, Эпир)

Древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу.

Цитата: 273 - 289 из 291

  У кузнечиков есть голос, у улиток его нет. Последние любят сырость, первые – тепло; последних заставляет вылезти из скорлупы роса, первые просыпаются от жгучих лучей солнца, вместе с его восходом и начинают свои песни. Так если и ты хочешь быть человеком приятно и дельно говорящим, не показывай своей души на обедах, когда ее окропила винная *роса*, или загрязнишь ее. Когда же, в тихой беседе, ее согреет своими лучами разум, тогда пусть раздастся ее голос, как голос пророка – пусть она заговорит голосом правды.


  Укрепляй в себе чувство довольства своей судьбою: с этим оружием ты непобедим.


  Умен тот, кто не печалится о том, чего нет, а доволен настоящим.


  Умный борется со страстью, глупец - становится ее рабом.


  «Философов (см. прим.), доказывающих, что сластолюбие противно человеческой природе, и, напротив, доказывающих, что людской природе сродни чувства справед-ти, умеренности и благородства, не любят. В самом деле, почему же тогда душа радуется хотя бы незначительным удовольствиям, наслаждается покоем — употребляя выражение Э. — и в то же время не чувствует радости от своих благ, которые так велики?» — «Природа дала мне стыд, и я часто краснею, когда чувствую, что говорю неприличное. Это душевное движение не позволяет мне верить, что наслаждение — благо и должно быть целью нашей жизни».
(Философы эти были стоики, к к-рым принадл. сам Э. Высшим благом, по уч. стоиков, была жизнь *согласно природе*, что дост-ся лишь на путях доброд-ной жизни. Главными фил-кими против-ми стоиков были эпикурейцы, считавшие, что высшее благо для человека - это удовол-вие (достиг-мое тоже только с помощью добродетели). Именно от стоиков идет широко распр-нное мнение об эпикурейцах как искателях и ценителях чувственных насл-ний.)


  Хочешь ты завести у себя львов – тебе следует, конечно, заботиться не о красоте их клеток, но о здоровье животных; так, если ты вздумаешь стать во главе сограждан, заботься не столько о великолепии их домов, сколько о том, чтобы живущие в них имели мужественную душу.


  Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом – не обращай других в рабство. Раз ты не можешь о6ойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, – как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство.


  Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.


  Человек - это душонка, обремененная трупом.


  Человек со свободной волей не может быть назван рабом.


  Человек уже много улучшил себя, если понял, что он должен обвинять только самого себя, когда не может справиться со всем тем, что с ним случается, то есть если понял, что все дело его — в том, как он сам поймет свои затруднения. Если он поймет их так, как следует, то они перестанут быть для него затруднениями.


  Человек, лишенный вкуса, старается украсить свой дом работой из слепящего глаза гипса на удивление другим, но человек с тонким вкусом и в то же время одаренный любовью к людям украшает свою душу лаской и общительностью.


  Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.


  Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра.


  Чем реже удовольствие, тем оно приятнее.


  Честному человеку жить везде безопасно.


  Что надо платить государству, плати заблаговременно, и с тебя никогда не спросят чего не следует.