Мудрые мысли

Эпиктет (Epictetus, буквально «прикупленный», вероятно рабская кличка)

Эпиктет (Epictetus, буквально «прикупленный», вероятно рабская кличка)

(ок. 50, Гиераполь, Фригия — 138, Никополь, Эпир)

Древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу.

Цитата: 222 - 238 из 291

  Разве можно сказать, что человек плотник или музыкант, если видишь у него в руках топор или гусли? Точно так же нельзя назвать человека мудрым, если он говорит мудрые вещи.


  Разумный человек может во всем отыскать себе пользу. Нет такого случая, из которого он не мог бы извлечь для себя помощи в деле усовершенствования себя.


  Разумный человек может во всем отыскать себе пользу. Нет такого случая, из которого он не мог бы извлечь для себя помощи в деле усовершенствования себя… Человек разумный обладает как бы волшебной палочкой, которою он может обратить в золото все то, до чего ею дотронется. («Беседы Эпиктета», IX)


  Рассмотри, кто ты есть. Прежде всего — человек, а это значит — тот, у кого нет ничего главнее свободы воли, но ей все остальное у него подчинено, а сама она у него неподвластна рабству и подчинению. («Эпиктет. Беседы», с. 174)


  Расстройством желаний болен всякий человек, который тревожится о будущем или мучит себя разными беспокойствами и страхами о том, что от него не зависит.


  Речь смелая, но бессвязная - что тупой меч.


  Римлянки не расстаются с Платоновым сочинением «Государство», так как в нем он проповедует общность жен, но читают одни слова философа, не понимая их смысла. Он вовсе не говорит, что мужчина должен жениться и жить один только со своею женой, а затем жены должны быть общими, нет, он предлагает уничтожить этот вид брака и ввести новую форму брачной жизни (см. прим.). Вообще люди рады найти оправдание своим проступкам, тогда как философия учит не протягивать, не подумавши, даже палец.
(Об общности жен у стражей Платон говорит в пятой книге «Государства»)


  С безумным не умножай речи, а к неразумному не ходи.


  С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им.


  Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только преступить меру.


  Свобода – благо, неволя – зло. Но выбор любой из них зависит от нас. То, где свободной воле нет места, не подходит ни под одно из названных понятий. Но дух господствует над плотью и над всем, что принадлежит телу и не имеет свободной воли. Человек со свободной волей не может быть назван рабом.


  Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться беспрепятственно можно только самим собою. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми. («Римские стоики»)


  Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собой. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабоам своего желания властвовать над людьми.


  Свободным же ты будешь тогда, когда отрешишься от своих страстей. Ведь и Аристиду, Эпаминонду и Ликургу были даны громкие имена «справедливого» — первому из них, «освободителя» — второму и «бога» — третьему,— не за то, что они были богаты и имели рабов, но за то, что, живя в бедности, они даровали Греции свободу.


  Себя ты будешь слушать охотнее, чем других.


  Сердце, следующее законам нравственности, - неиссякаемый родник с чистою, прозрачною, вкусною, здоровою, для всего годною, прекрасною, полезною, не содержащею в себе ничего вредного водою.


  Следует всегда помнить, что мы не можем управлять событиями, а должны прилаживаться к ним.