Мудрые мысли
(ок. 50, Гиераполь, Фригия — 138, Никополь, Эпир)
Древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу.
Цитата: 222 - 238 из 291
• Разве можно сказать, что человек плотник или музыкант, если видишь у него в руках топор или гусли? Точно так же нельзя назвать человека мудрым, если он говорит мудрые вещи.
• Разумный человек может во всем отыскать себе пользу. Нет такого случая, из которого он не мог бы извлечь для себя помощи в деле усовершенствования себя.
• Разумный человек может во всем отыскать себе пользу. Нет такого случая, из которого он не мог бы извлечь для себя помощи в деле усовершенствования себя… Человек разумный обладает как бы волшебной палочкой, которою он может обратить в золото все то, до чего ею дотронется. («Беседы Эпиктета», IX)
• Рассмотри, кто ты есть. Прежде всего — человек, а это значит — тот, у кого нет ничего главнее свободы воли, но ей все остальное у него подчинено, а сама она у него неподвластна рабству и подчинению. («Эпиктет. Беседы», с. 174)
• Расстройством желаний болен всякий человек, который тревожится о будущем или мучит себя разными беспокойствами и страхами о том, что от него не зависит.
• Речь смелая, но бессвязная - что тупой меч.
•
Римлянки не расстаются с Платоновым сочинением «Государство», так как в нем он проповедует общность жен, но читают одни слова философа, не понимая их смысла. Он вовсе не говорит, что мужчина должен жениться и жить один только со своею женой, а затем жены должны быть общими, нет, он предлагает уничтожить этот вид брака и ввести новую форму брачной жизни (см. прим.). Вообще люди рады найти оправдание своим проступкам, тогда как философия учит не протягивать, не подумавши, даже палец.
(Об общности жен у стражей Платон говорит в пятой книге «Государства»)
• С безумным не умножай речи, а к неразумному не ходи.
• С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им.
• Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только преступить меру.
• Свобода – благо, неволя – зло. Но выбор любой из них зависит от нас. То, где свободной воле нет места, не подходит ни под одно из названных понятий. Но дух господствует над плотью и над всем, что принадлежит телу и не имеет свободной воли. Человек со свободной волей не может быть назван рабом.
• Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться беспрепятственно можно только самим собою. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми. («Римские стоики»)
• Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собой. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабоам своего желания властвовать над людьми.
• Свободным же ты будешь тогда, когда отрешишься от своих страстей. Ведь и Аристиду, Эпаминонду и Ликургу были даны громкие имена «справедливого» — первому из них, «освободителя» — второму и «бога» — третьему,— не за то, что они были богаты и имели рабов, но за то, что, живя в бедности, они даровали Греции свободу.
• Себя ты будешь слушать охотнее, чем других.
• Сердце, следующее законам нравственности, - неиссякаемый родник с чистою, прозрачною, вкусною, здоровою, для всего годною, прекрасною, полезною, не содержащею в себе ничего вредного водою.
• Следует всегда помнить, что мы не можем управлять событиями, а должны прилаживаться к ним.