Мудрые мысли
(ок. 50, Гиераполь, Фригия — 138, Никополь, Эпир)
Древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу.
Цитата: 154 - 170 из 291
• Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик – за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его на ноги. Удивительные создания эти люди – не хотят ни жить, ни умирать!
• Мы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается. Значит для того, чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придёт в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться хотеть и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с человеком случается, случается не зря, а по воле Того, Кто управляет всем миром. («Римские стоики»)
• На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя – слушай и слушайся его, глупее – сам дай ему совет; если он равен тебе по уму – согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить.
• На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя - слушай и слушайся его, глупее - сам дай ему совет; если он равен тебе по уму - согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить. Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем, согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой. Правда побеждает сама собою, мнение - через других.
• На чью душу всего менее действует горе, кто борется с ним не жалея сил, – самый мужественный как из государственных людей, так и из частных граждан.
• Нам нужно беречь то, что наше; не желать того, что не наше, пользоваться тем, что нам дают, не плакать о том, что нам не дают, охотно и без противления отдавать то, что у нас отнимают и благодарить Бога за то, что мы пользовались им некоторое время. («Беседы Эпиктета. Какая потеря самая важная для человека»)
• Намерен ты украсить приношениями родной свой город – принеси, прежде всего, в дар ему самого себя – свою кротость, любовь к справедливости и доброе сердце, драгоценнейшие из даров.
• Настоящая мудрость есть не что иное, как умение выяснять и устанавливать истинную меру добра и зла, и задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы прикладывать эту меру ко всем делам жизни. («Беседы Эпиктета. О мере добра и зла»)
• Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей – тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе – останется твоим навсегда.
• Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей - тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе - останется твоим навсегда. Потчуя гостей изысканными блюдами, не показывай в то же время своего гнева: роскошные кушанья, войдя в желудок, вскоре выходят оттуда, тогда как гнев, запав в душу, остается в ней очень долго. Старайся же под влиянием гнева не оскорбить своих гостей, несмотря на свой пышный прием, и лучше принимай их просто, но доставь им удовольствие своим ласковым обхождением. За обедом обращай внимание, чтобы прислуги было меньше, чем гостей - глупо было бы, если бы за немногими гостями ухаживало много прислуги.
• Не бедность наводит нас на грустные думы, но наши желания, и не богатство рассеивает в нас чувство страха, а рассудок. Раз У тебя есть рассудок, ты не станешь ни желать себе богатства, ни Роптать на свою бедность.
• Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место.
• Не делай различия между рассердившейся обезьяной и грозящим тебе льстецом.
• Не на одном якоре стоит корабль, не на одной только надежде покоится жизнь.
• Не просто при виде человека избавляются от одиночества, но при виде человека честного, совестливого, оказывающего помощь.
• Не следует забывать, что трудно человеку усвоить какое-либо нравственное правило и ввести его в свою жизнь, если о нем ему не твердят, не напоминают ежедневно.
• Не следует человеку с философскими взглядами на вещи говорить среди невежд, как трезвому – в кружке пьяных.