Мудрые мысли

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels)

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels)

(28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя — 5 августа 1895, Лондон)

Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

Цитата: 103 - 119 из 204

  Нельзя уйти от своей судьбы,— другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий.
(источник не установлен)


  Нерасторжимость брака уже в настоящее время нарушается в тысячах случаев. Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остается таковым только пока любовь продолжает существовать.
(«Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884)


  Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета.


  Но если три основных класса современного общества - феодальная аристократия, буржуазия и пролетариат - имеют каждый свою особенную мораль, то отсюда можно вывести лишь то заключение, что люди, сознательно или бессознательно, черпают свои этические взгляды, в последнем счете, из практических условий своего классового положения, из экономических отношений производства и обмена.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Но на достигнутой теперь ступени *экономического* развития пленники приобретают цену, им оставляют жизнь и пользуются их трудом.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Но отсюда вовсе не следует, что рассудок в чистой математике имеет дело только со своими *собственными творениями и фантазиями*. Понятия числа и фигуры заимствованы именно из действительного мира. Десять пальцев, на которых люди учились считать, т. е. производить первое арифметическое действие, представляют что угодно, но только не свободное творение рассудка.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Но очевидно, что крупное землевладение обусловливает всегда иное распределение, чем мелкое; что крупное предполагает или создает противоположность классов - рабовладельцев и рабов, вотчинников и барщинно-обязанных крестьян, капиталистов и наемных рабочих …
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Но совершенствовать машины значит делать излишним человеческий труд. Если введение и распространение машин означало вытеснение миллионов работников ручного труда немногими рабочими при машинах, то усовершенствование машин означает все более и более сильное вытеснение самих рабочих при машинах и образование усиленного предложения рабочих рук, превышающее средний спрос на них со стороны капитала.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Но так как дело происходило уже не в мировой империи, какой была Римская, а в системе независимых государств, обращавшихся друг с другом как с равными, ввиду приблизительно одинаковой ступени буржуазного развития, то естественно, что требование равенства приняло всеобщий, выходящий за пределы отдельного государства характер и что свобода и равенство были объявлены правами человека.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Но тот же способ изучения оставил в нас привычку брать предметы и явления природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменяющиеся, а как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Новейшее боевое судно представляет не только продукт, но также образчик искусства новейшей крупной промышленности: плавающую фабрику, служащую, правда, исключительно для производства расходов.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Нравственным долгом является сопротивление всякому принуждению к безнравственному поступку.


  Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом. Свободного, добровольного уважения, с которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если бы они могли завоевать его; носители отчуждающейся от общества власти, они должны добывать уважение к себе путем исключительных законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновенность. Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше *авторитета*, чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним.
(«Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884)


  …Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека.
(Ф. Энгельс. Анти-Дюринг (сентябрь 1876 г.— июнь 1878 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 305.)


  …Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности.


  Оказывается, что сбережение в издержках производства является в то же время самой беззастенчивой растратой рабочей силы и хищничеством по отношению к нормальным условиям труда; что машина, это сильнейшее средство сокращения рабочего времени, превращается в самое верное средство обращения всей жизни рабочего и его семьи в рабочее время, всегда готовое к услугам капитала.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Они {(товарное производство и товарный обмен)} выделяют из общей плебейской массы товаров один более благородный товар, в котором раз навсегда выражается стоимость всех других товаров,-товар, который приобретает значение непосредственного воплощения общественного труда и поэтому непосредственно и безусловно выменивается на все другие товары, - деньги.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)