Мудрые мысли
(28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя — 5 августа 1895, Лондон)
Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.
Цитата: 86 - 102 из 204
• Мы… отвергаем всякую попытку навязать нам какую бы то ни было моральную догматику в качестве вечного, окончательного, отныне неизменного нравственного закона, под тем предлогом, что и мир морали тоже имеет свои непреходящие принципы, стоящие выше истории и национальных различий.
• Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями.
•
…мышление, если оно не желает делать промахов, может собирать в единство лишь те элементы сознания, в которых - или в реальных прообразах которых - уже раньше существовало это единство.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
• Надо иметь мужество пожертвовать немедленным успехом ради более важных вещей.
•
Наемные агенты исполняют теперь все общественные функции капиталистов. Для самих капиталистов не осталось другой общественной деятельности, кроме загребания доходов, обрезывания купонов и игры на бирже, где различные капиталисты отнимают друг у друга капиталы. Капиталистический способ производства, вытеснявший сперва рабочих, вытесняет теперь и самих капиталистов, правда, пока еще не в резервную армию промышленности, а только в разряд излишнего населения.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
• …Наибольшим количеством элементов, обещающих ей долговечное существование, обладает та мораль, которая в настоящем выступает за его ниспровержение, которая в настоящем представляет интересы будущего…
•
Наконец, если выступает на рынок специфический товар - рабочая сила, то его стоимость определяется, как и стоимость всякого другого товара, сообразно с общественно-необходимым для ее производства рабочим временем. В форме стоимости продуктов поэтому уже находится в зародыше вся форма капиталистического производства, противоречие между капиталистами и наемными рабочими, промышленная резервная армия и кризисы.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
•
Нам же, наоборот, нет ни малейшей причины огорчаться, видя, как соперничество между панцырем и пушкой доводит военный корабль до степени совершенства, на которой он сделается столь же неуязвимым, сколь не годным к употреблению, и как это соперничество обнаруживает также в области морской войны тот внутренний диалектический закон движения, по которому гибель милитаризма, как и всякого другого исторического явления, становится логическим следствием его собственного развития.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
• …Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она … растет растет в геометрической прогрессии.
•
начиная с 1825 г., когда разразился первый общий кризис, весь промышленный и торговый мир, производство и обмен всех цивилизованных народов, равно как и их более или менее варварских соседей, приблизительно раз в десять лет сходят с рельсов. Торговля останавливается, рынки переполняются массой не находящих сбыта продуктов, наличные деньги исчезают из обращения, кредит уничтожается, фабрики останавливаются, рабочие лишаются всяких средств к существованию именно по той причине, что они произвели эти средства в слишком большом количестве; банкротства следуют за банкротствами, аукцион сменяется аукцноном.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
•
Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.
(Ф. Энгельс. Диалектика природы (1873—1883 гг.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 495.)
• Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей.
•
Не всякий может воспользоваться трудом раба. Чтобы извлекать из него пользу, необходима заранее приготовить, во-первых, материалы и орудия труда, во-вторых, средства для скудного пропитания раба. Прежде чем рабство делается возможным, необходимы, следовательно, известная ступень производства и некоторое неравенство в распределении.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
•
Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого.
(Ф. Энгельс. Эмигрантская литература (май 1874 г.— апрель 1875 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 18, с. 509.)
• Не подлежит сомнению, что… в морали… в общем и целом наблюдается прогресс.
• Невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об отношении между необходимостью и свободой.
•
Незрелому капиталистическому производству, невыясненности взаимного положения классов соответствовали и незрелые теории. Приходилось изобретать, а не открывать решение общественных задач, еще окутанное туманом неразвитых экономиче- ских отношений. Очевидны были только недостатки общественного строя, найти же средства к их устранению казалось задачей мысля-щего разума.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)