Мудрые мысли

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels)

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels)

(28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя — 5 августа 1895, Лондон)

Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

Цитата: 52 - 68 из 204

  Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях удовлетворяет свое стремление к счастью.


  Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью.


  …Здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырёх стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования.
(Ф. Энгельс. Анти-Дюринг (сентябрь 1876 г.— июнь 1878 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 21.)


  Здравый человеческий смысл - весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования


  И подобно тому как товарное производство возводит золото в ранг абсолютного товара, всеобщего эквивалента остальных товаров, меры их стоимостей, точно так же химия возводит водород в химический денежный товар, принимая его атомный вес равным единице и сводя атомные веса всех остальных элементов к водороду, выражая их кратным числом его атомного веса.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Идеи воспламеняют друг друга, подобно электрическим искрам.
(Ошибочно приписываемые Энгельсу. Происходит из книги «Рождественский подарок» (Das Weihnachtsgeschenk) немецкого философа Йоханна Якоба Энгеля (Johann Jakob Engel), жившего в 1741—1802 гг.)


  Идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса.


  Избыток продукта труда над издержками содержания труда и, как результат этого, образование и увеличение общественного производственного и резервного фонда были и остаются основой всякого общественного, политического и интеллектуального прогресса. Во всей прежней истории этот фонд был собственностью привилегированного класса, который вместе с этой собственностью получал политическое господство и духовное руководство.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Иными словами: суверенность мышления осуществляется в ряде крайне несуверенно мыслящих людей; познание, притязающее на безусловную истину, - в ряде относительных заблуждений; как эта суверенность, так и это познание могут быть вполне осуществлены лишь в процессе бесконечного существования человечества.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком то совершенном, идеальном состоянии человечества…


  Итак, револьвер побеждает шпагу, а отсюда даже ребенок поймет, что сила зависит далеко не от одного желания иметь ее, а требует для своего проявления очень реальных предварительных условий, именно орудий, из которых более совершенные берут верх над менее совершенными.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Итак, Руссо видит в возникновении неравенства прогресс. Но этот прогресс был антагонистичен, он в то же время был и регрессом.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Италия - страна классического.


  Каждая наступающая зима всё снова ставит перед нами великий вопрос: «Что делать с безработными? И несмотря на то, что число безработных с каждым годом растёт, никто не может ответить на этот вопрос, и мы почти можем вычислить тот момент, когда безработные, потеряв терпение, возьмут свою судьбу в собственные руки.


  Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.
(источник не установлен)


  Каждый рабочий-социалист, какой бы то ни было национальности, очень хорошо знает, что насилие только охраняет эксплоатацию, но не создает ее; что отношение капитала и наемного труда является основанием его эксплоатации и что последняя возникла чисто экономически, а вовсе не путем насилия.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Как бы высмеяли в обществе, где устранены все поводы к краже, где красть могли бы разве только душевнобольные, как высмеяли бы там морального проповедника, который решился бы торжественно возвестить вечную истину: не укради!
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)