Мудрые мысли
(28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя — 5 августа 1895, Лондон)
Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.
Цитата: 188 - 204 из 204
• Ученых можно побить только их же оружием, — цитатами!
•
Факты все с большей и большей наглядностью показывали всю лживость учения буржуазной экономии о тождестве интересов капитала и труда, о всеобщей гармонии и всеобщем благополучии народа, которое будто бы явится следствием свободной конкуренции.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
• Фальшивому другу мы предпочитаем открытого врага…
• Филистеры несчастны, но в то же время сверхсчастливы в своей глупости, которую они принимают за высшую мудрость.
• Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза.
• Цепи рабства, которыми буржуазия сковала пролетариат, нигде не выступают так ясно, как в фабричной системе. Здесь исчезает юридически и фактически всякая свобода. В половине шестого утра рабочий должен быть на фабрике. Если он опаздывает на несколько минут, его ждёт штраф, а если он опаздывает на десять минут, его уже не пропускают, пока не кончится перерыв на завтрак, и он теряет заработную плату за четверть дня… Он должен есть, пить и спать по команде… Деспотический колокол отрывает его от сна, от завтрака, от обеда. А что делается на самой фабрике? Здесь фабрикант — абсолютный законодатель. Он издаёт фабричные правила, как ему заблагорассудится; он изменяет и дополняет свой кодекс, как ему вздумается; и хотя бы он внёс в этот кодекс полную бессмыслицу, суды говорят рабочему: теперь же, поскольку вы добровольно заключили этот договор, вы обязаны его выполнять… Эти рабочие обречены на то, чтобы с девятилетнего возраста до самой смерти физически и духовно жить под палкой.
•
Частная собственность всегда образуется лишь там, где вследствие изменившихся условий производства и обмена введение ее нужно для усиления производства и расширения торговых сношений; следовательно, она создается экономическими причинами.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
•
человек должен всесторонне развиваться путем всесторонней практической деятельности, и труд должен вновь получить утраченную им, вследствие своего разделения, привлекательность, именно посредством такого разнообразия и вытекающей из него небольшой продолжительности каждого сеанса (Sitzung) отдельной работы, употребляя выражение Фурье.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
• Человек должен лишь познать самого себя, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по человечески, согласно требованиям своей природы, — и тогда загадка нашего времени будет им разрешена.
•
Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи…
(Ф. Энгельс. Положение Англии. Девятнадцатый век (февраль 1844 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 1, с. 605.)
• …Чем «божественнее», т. е. нечеловечнее, является что-либо, тем меньше мы в состоянии им восхищаться. Только человеческое происхождение содержания всех религий дает им еще кое-где хоть какое-то право на уважение…
• Что может быть трагичнее человека, который из чистой любви к человечеству, оставаясь непонятым своими современниками, совершает самые комические сумасбродства?
• Швейцария достигла наивысшего пункта того политического развития, на какое она как независимое государство вообще способна.
• …Эгоизм сердца… должен быть также исходным пунктом для нашей любви к людям, иначе последняя повисла бы в воздухе.
• …Эгоизм сердца… должен быть также исходным пунктом для нашей любви к людям, иначе последняя повисла бы в воздухе. Я вообще не понимаю, как можно завидовать гению. Это настолько своеобразное явление, что мы, не обладающие этим даром, заранее знаем, что для нас это недостижимо; но чтобы завидовать этому, надо уж быть полным ничтожеством.
•
…этот вечный разум оказался в действительности лишь идеализованным рассудком третьего сословия, готового превратиться в современную буржуазию. Если общественный строй и новое государство, созданные французской революцией, и могли казаться разумными по сравнению со старыми учреждениями, - они были, во всяком случае, очень далеки от абсолютной разумности.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
•
Это только новая форма излюбленного старого, идеологического - называемого иначе еще априорным - метода, согласно которому свойства какого-нибудь предмета познаются не из самого предмета, но дедуцируются из понятия предмета.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)