Мудрые мысли
(28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя — 5 августа 1895, Лондон)
Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.
Цитата: 171 - 187 из 204
• Так как половая любовь по природе своей исключительна, то брак, основанный на половой любви, по природе своей является единобрачием.
•
Таким образом, устранение противоречия между городом и деревнею не только возможно, но оно стало просто необходимым в интересах индустриального и земледельческого производства, а также в целях общественной гигиены. Только с соединением города и деревни в одно целое возможно устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы, и только при этом хилые городские массы населения смогут добиться такого положения, что их отбросы, вместо того чтобы порождать между ними болезни, станут полезным материалом, содействуя успеху сельского хозяйства.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
• Талант должен убедить массу в истинности своих идей, и тогда ему больше не придется беспокоиться об их осуществлении, которое совершенно само собой последует за их усвоением.
•
То, чего не могла совершить буржуазная демократия 1848 г., потому что она была демократией буржуазии, а не пролетариата, - именно дать рабочим массам сознательные стремления, волю, соответствующую их классовому положению, - будет несомненно достигнуто социализмом. А это означает разложение милитаризма, а с ним и всех постоянных армий извнутри.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
•
…только в том случае, когда продукт этого прибавочного труда принимает форму прибавочной стоимости, когда собственник средств производства находит, как объект для эксплоатации, свободного работника - свободного от социальных уз и свободного от собственности - и эксплоатирует его в целях производства товаров, только тогда, по Марксу, средство производства принимает специфический характер капитала.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
•
Только рабство создало возможность более широкого разделения труда между земледелием и промышленностью и, благодаря ему, расцвета древнегреческого мира. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки; без рабства не было бы и Рима. А без основания, заложенного Грецией и Римом, не было бы также и современной Европы.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
•
Точно так же и метафизическое миросозерцание, вполне верное и необходимое в известных, более или менее широких областях, рано или поздно достигает тех пределов, за которыми оно становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за предметами оно не видит их взаимной связи, за их бытием не видит их возникновения и исчезновения, за их покоем не видит их движения за деревьями не видит леса.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
• Труд - источник всякого богатства… Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это.
• Труд — источник всякого богатства… Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
• Трусость отнимает разум.
• У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается двоякий смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие.
•
…Уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности.
(Ф. Энгельс. Анти-Дюринг (сентябрь 1876 г.— июнь 1878 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 102.)
•
Уже тот простой факт, что порабощенные и эксплоатируемые были во все времена гораздо многочисленнее своих господ и эксплоататоров и что действительная сила находилась, следовательно, на их стороне, - один этот факт достаточно показывает всю бессмысленность теории насилия. И весь вопрос опять-таки сводится к тому, чтобы объяснить эти отношения господства и подчинения.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)
•
«Ум зависит от желудка», — говорю я, после того как испытал, до какой степени глупости и неспособности может довести человека катар желудка.
(Фридрих Энгельс — Герману Шлютеру в Хоттинген-Цюрих (9 октября 1885 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 36, с. 312.)
• Ум зависит от желудка. (перефразировка немецкого военного теоретика Клаузевица)
• Унылое однообразие бесконечной муки труда, при котором всё снова и снова совершается один и тот же механический процесс, похоже на муки Сизифа: тяжесть труда, подобно огромному камню, всё снова и снова падает на изнурённого рабочего.
•
Условия, при которых люди производят и обмениваются продуктами, не одинаковы для разных стран и изменяются в каждой стране из поколения в поколение. Политическая экономия поэтому не может быть тожественной для всех стран и всех исторических эпох.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)