Мудрые мысли

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels)

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels)

(28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя — 5 августа 1895, Лондон)

Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

Цитата: 171 - 187 из 204

  Так как половая любовь по природе своей исключительна, то брак, основанный на половой любви, по природе своей является единобрачием.


  Таким образом, устранение противоречия между городом и деревнею не только возможно, но оно стало просто необходимым в интересах индустриального и земледельческого производства, а также в целях общественной гигиены. Только с соединением города и деревни в одно целое возможно устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы, и только при этом хилые городские массы населения смогут добиться такого положения, что их отбросы, вместо того чтобы порождать между ними болезни, станут полезным материалом, содействуя успеху сельского хозяйства.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Талант должен убедить массу в истинности своих идей, и тогда ему больше не придется беспокоиться об их осуществлении, которое совершенно само собой последует за их усвоением.


  То, чего не могла совершить буржуазная демократия 1848 г., потому что она была демократией буржуазии, а не пролетариата, - именно дать рабочим массам сознательные стремления, волю, соответствующую их классовому положению, - будет несомненно достигнуто социализмом. А это означает разложение милитаризма, а с ним и всех постоянных армий извнутри.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  …только в том случае, когда продукт этого прибавочного труда принимает форму прибавочной стоимости, когда собственник средств производства находит, как объект для эксплоатации, свободного работника - свободного от социальных уз и свободного от собственности - и эксплоатирует его в целях производства товаров, только тогда, по Марксу, средство производства принимает специфический характер капитала.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Только рабство создало возможность более широкого разделения труда между земледелием и промышленностью и, благодаря ему, расцвета древнегреческого мира. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки; без рабства не было бы и Рима. А без основания, заложенного Грецией и Римом, не было бы также и современной Европы.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Точно так же и метафизическое миросозерцание, вполне верное и необходимое в известных, более или менее широких областях, рано или поздно достигает тех пределов, за которыми оно становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за предметами оно не видит их взаимной связи, за их бытием не видит их возникновения и исчезновения, за их покоем не видит их движения за деревьями не видит леса.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Труд - источник всякого богатства… Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это.


  Труд — источник всякого богатства… Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.


  Трусость отнимает разум.


  У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается двоякий смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие.


  …Уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности.
(Ф. Энгельс. Анти-Дюринг (сентябрь 1876 г.— июнь 1878 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 102.)


  Уже тот простой факт, что порабощенные и эксплоатируемые были во все времена гораздо многочисленнее своих господ и эксплоататоров и что действительная сила находилась, следовательно, на их стороне, - один этот факт достаточно показывает всю бессмысленность теории насилия. И весь вопрос опять-таки сводится к тому, чтобы объяснить эти отношения господства и подчинения.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  «Ум зависит от желудка», — говорю я, после того как испытал, до какой степени глупости и неспособности может довести человека катар желудка.
(Фридрих Энгельс — Герману Шлютеру в Хоттинген-Цюрих (9 октября 1885 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 36, с. 312.)


  Ум зависит от желудка. (перефразировка немецкого военного теоретика Клаузевица)


  Унылое однообразие бесконечной муки труда, при котором всё снова и снова совершается один и тот же механический процесс, похоже на муки Сизифа: тяжесть труда, подобно огромному камню, всё снова и снова падает на изнурённого рабочего.


  Условия, при которых люди производят и обмениваются продуктами, не одинаковы для разных стран и изменяются в каждой стране из поколения в поколение. Политическая экономия поэтому не может быть тожественной для всех стран и всех исторических эпох.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)