Мудрые мысли
(ок. 45, Херонея (Беотия), Греция — ок. 127, Дельфы (Фокида), Греция)
Древнегреческий философ-моралист, биограф, писатель и историк.
Цитата: 18 - 34 из 205
• Брат — это друг, дарованный природой.
• Будьте последовательны и сделайте все сами, без тесаков, дубин и топоров — как волки, медведи и львы делают это, убивая и поедая свою жертву. …Но если вы предпочитаете постоять в стороне, пока жертва ваша не умрет, и терпеть не можете собственноручно отправлять кого-либо на тот свет, почему же тогда вопреки законам Природы вы продолжаете поедать живых существ?
• В браке большее благо любить, чем быть любимым.
• В Лакедемоне, когда некий человек дурных нравов внес однажды дельное предложение, народ его отверг, а эфоры велели одному из старейшин, выбранному для этого по жребию, повторить предложение от своего лица, как бы перенеся его из нечистого сосуда в чистый и тем сделав приемлемым для сограждан. Такую силу имеет в государственных делах доверие или недоверие к личной порядочности деятеля.
• В начале обеда гостям бывает тесно, а позднее — просторно.
• В речи гораздо более, чем в лице, как думают некоторые, открывается характер человека.
• В самом деле, приятно быть хорошего происхождения, но заслуга в этом принадлежит нашим предкам. (It is indeed a desirable thing to be well descended, but the glory belongs to our anncestors.)
• В слабых душах возможность причинить боль ведет к тем более жестокому приступу гнева, чем тягостнее сознание собственной слабости. Поэтому женщины гневливее мужчин, больные — здоровых, старые — молодых, бедствующие — благополучных.
• В Спарте полководец, достигший своей цели благодаря хитрости и убедительным речам, приносит в жертву быка, а победивший в открытом бою — петуха. Так даже столь воинственный народ, как спартанцы, полагал слово и разум более достойными и подобающими человеку средствами действия, нежели силу и отвагу.
• В том государстве лучше всего правление, (…) где дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править,
• Великие натуры могут таить в себе и великие пороки, и великие доблести.
• Вечно у него будет какой-нибудь повод снова попытать счастья: после удачи — уверенность в себе, после неудачи — стыд!
• Взаимное послушание и благожелательство, достигнутое без предварительной борьбы, есть проявление бездеятельности и робости и несправедливо носит имя единомыслия.
• Война — жестокая вещь, она влечет за собой несправедливость и преступления.
• Врач для других, а сам в ранах. (лат. ALIORUM MEDICUS, IPSE ULCERIBUS SCATES)
• Всем людям свойственно, потерпев крушение, вспоминать о требованиях долга и чести.
• ...всякий страх связывает душу ужасом и смущает ее; он делает человека бездеятельным и беспомощным. А страх суеверия из всех страхов есть самый беспомощный и самый бездеятельный. Человек, боящийся богов, боится всего: земли, моря, воздуха, неба, темноты, света, шума, тишины, сна. Сон дает отдых и успокоение для всех, кроме суеверного. Несчастную душу его тревожат страшные видения и чудные призраки, так что мучительные сновидения прогоняют самый сон. Но и проснувшись, суеверный не признает своих видений лживыми; так что страх не оставляет его ни во сне, ни наяву. Он держит суеверного в самом ужасном рабстве, от которого не освобождает его и самая смерть, потому что и за гробом он думает встретить несчастную жизнь в аду, со всеми его ужасами.