Мудрые мысли
(28 февраля 1533, замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень — 13 сентября 1592, Бордо)
Французский писатель и философ-гуманист, политический деятель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».
Цитата: 222 - 238 из 371
• Первый признак порчи общественных нравов - это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели.
• Плакать из за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же безумно, как плакать из за того, что мы не жили сто лет назад.
• Плакать о том, что мы не будем жить сто лет спустя, так же глупо, как плакать, что мы не жили сто лет назад.
• Плакать, что мы не будем жить через 100 лет, все равно, что плакать, что мы не жили 100 лет назад.
• Плоды смуты никогда не достаются тому, кто её вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие.
• По мере того, как мы лишаемся естественных удовольствий, мы возмещаем их удовольствиями искусственными.
• Победа всегда заслуживает похвалы, всё равно, достигнута ли она случайно или благодаря искусству. (Fu il vincer sempre mai laudabil cosa, Vincasi o per fortuna o per ingegno.)
• Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.
• Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.
• Подобно тому как наше рождение принесло для нас рождение всего окружающего, так и смерть наша будет смертью всего окружающего.
• Подобно тому как растения чахнут от чрезмерного обилия влаги, а светильники — от обилия масла, так и ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного груза сгибается и увядает.
• Покопайся каждый из нас хорошенько в себе, и он обнаружит, что самые сокровенные его желания и надежды возникают и питаются по большей части за счет кого-нибудь другого.
• Полное согласие — свойство для беседы весьма скучное.
• Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия.
• Порицать в другом свои недостатки столь же допустимо, как порицать чужие в себе.
• Порицать в другом свои недостатки, думается мне, столь же допустимо, как порицать — а это я делаю весьма часто — чужие в себе, обличать их следует всегда и везде, не оставляя им никакого пристанища.
• Поскольку этим людям так и не удалось постигнуть самих себя и познать свое естество, неизменно пребывающее у них на глазах и заключенное в них самих… могу ли я верить их мнениям о причинах приливов и отливов на реке Нил?