Мудрые мысли

Мишель де Монтень (фр. Michel de Montaigne; полное имя — Мишель Эйкем де Монтень, фр. Michel Eyquem de Montaigne)

Мишель де Монтень (фр. Michel de Montaigne; полное имя — Мишель Эйкем де Монтень, фр. Michel Eyquem de Montaigne)

(28 февраля 1533, замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень — 13 сентября 1592, Бордо)

Французский писатель и философ-гуманист, политический деятель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Цитата: 222 - 238 из 371

  Первый признак порчи общественных нравов - это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели.


  Плакать из за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же безумно, как плакать из за того, что мы не жили сто лет назад.


  Плакать о том, что мы не будем жить сто лет спустя, так же глупо, как плакать, что мы не жили сто лет назад.


  Плакать, что мы не будем жить через 100 лет, все равно, что плакать, что мы не жили 100 лет назад.


  Плоды смуты никогда не достаются тому, кто её вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие.


  По мере того, как мы лишаемся естественных удовольствий, мы возмещаем их удовольствиями искусственными.


  Победа всегда заслуживает похвалы, всё равно, достигнута ли она случайно или благодаря искусству. (Fu il vincer sempre mai laudabil cosa, Vincasi o per fortuna o per ingegno.)


  Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.


  Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.


  Подобно тому как наше рождение принесло для нас рождение всего окружающего, так и смерть наша будет смертью всего окружающего.


  Подобно тому как растения чахнут от чрезмерного обилия влаги, а светильники — от обилия масла, так и ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного груза сгибается и увядает.


  Покопайся каждый из нас хорошенько в себе, и он обнаружит, что самые сокровенные его желания и надежды возникают и питаются по большей части за счет кого-нибудь другого.


  Полное согласие — свойство для беседы весьма скучное.


  Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия.


  Порицать в другом свои недостатки столь же допустимо, как порицать чужие в себе.


  Порицать в другом свои недостатки, думается мне, столь же допустимо, как порицать — а это я делаю весьма часто — чужие в себе, обличать их следует всегда и везде, не оставляя им никакого пристанища.


  Поскольку этим людям так и не удалось постигнуть самих себя и познать свое естество, неизменно пребывающее у них на глазах и заключенное в них самих… могу ли я верить их мнениям о причинах приливов и отливов на реке Нил?