Мудрые мысли
(28 февраля 1533, замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень — 13 сентября 1592, Бордо)
Французский писатель и философ-гуманист, политический деятель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».
Цитата: 205 - 221 из 371
• О том, что нельзя судить. Счастлив ли кто-нибудь, пока он не умер.
• Обвинениям в адрес самого себя - всегда верят, самовосхвалению - никогда.
• Обосновывать изначальные и всеобщие истины не так-то просто. И наши наставники, скользя по верхам, торопятся поскорее подальше или, даже не осмеливаясь коснуться этих вопросов, сразу же ищут прибежища под сенью обычая, где пыжатся от преисполняющего их чванства и торжествуют.
• Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов.
• Одну только правду говорить невозможно.
• Оказавшись в мутной воде, не норовите ловить в ней рыбку.
• Они испытывают страдания ровно настолько, насколько поддаются им. (Tantum doluerunt quantum doloribus se inserverunt.)
• Опасное дело — нападать на человека, у которого осталось только одно средство спасения — оружие, ибо необходимость — жестокая наставница.
• Описывать прошлое - меньший риск, чем описывать настоящее, ибо в этом случае писатель отвечает только за точную передачу заимствованного им у других.
• От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
• Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность.
• Отстаивание законов и защита установившегося порядка содержит в себе нечто такое, что побуждает даже посягающих на него в своих целях извинять, если не чтить, его защитников.
• Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания.
• Очень полезно - оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
• Пoнимaть сердцем — знaчит не пoнимaть.
• Первоначально чье-либо личное заблуждение становится общим, а затем уж общее заблуждение становится личным. Вот и растет постройка, к которой каждый прикладывает руку так, что самый дальний свидетель события оказывается осведомленным лучше, чем непосредственный, а последний человек, узнавший о нем, — гораздо более убежденным, чем первый.
• Первый признак порчи общественных нравов - это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели и является первым требованием к правителю государства.