Мудрые мысли

Иоганн Готлиб Фихте (нем. Johann Gottlieb Fichte)

Иоганн Готлиб Фихте (нем. Johann Gottlieb Fichte)

(19 мая 1762, Бишофсверда — 27 января 1814, Берлин)

Немецкий философ. Один из основателей группы направлений в философии известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.

Цитата: 18 - 34 из 47

  Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем.


  Есть еще шутники, которые предостерегают философа — не делаться смешным через преувеличенные ожидания от своей науки... Пусть они насмехаются над нашей верой в человечество и над нашими надеждами на его великое призвание; пусть тогда они повторяют столь часто, сколь они в том нуждаются, в свое утешение: нельзя помочь человечеству; таковым оно было, таковым оно всегда будет.


  Женщина не видит дальше любви, и ее природа не идет дальше любви.


  Каждый момент... существования определен всеми протекшими моментами и определяет все будущие моменты, и невозможно мыслить теперешнее положение... иначе, чем оно есть.


  Крепнет чувство нашего достоинства и нашей силы, когда мы говорим себе: мое существование не тщетно и не бесцельно, я — необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия — в вечность.


  Личная жизнь должна быть посвящаема идее, личное существование само по себе и по истине есть ничто, ибо от него должно отречься, напротив, жизнь только в идее, ибо только такую жизнь должно утверждать и осуществлять.


  Мы не потому действуем, что познаем, а познаем потому, что предназначены действовать.


  На а priori предначертанном пути рода человеческого предусмотрено время, когда вместо силы или хитрости всюду будет признан как высший судья один только разум. Но никто не знает через сколько мириад лет.


  Назначение человека — совершенствование самого себя посредством свободно использованного влияния других, и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ.


  Не в моей власти, чтобы я чувствовал или не чувствовал определенное побуждение. В моей власти, однако, удовлетворяю ли я его или нет.


  Не для праздного самосозерцания и размышления над самим собой и не для самоуслаждения своими благочестивыми чувствами, нет — для деятельности существуешь ты; твое действование, и только оно одно, определяет твою ценность.


  Не знание само по себе, но деяние, сообразное своему знанию, есть твое назначение... Не для праздного самосозерцания и размышления над самим собой и не для самоуслаждения своими благочестивыми чувствами, нет, для деятельности существуешь ты. Твоя деятельность, и только она одна определяет твою ценность.


  Ничто истинное и полезное, раз оно стало достоянием человечества, не пропадет даром, хотя бы лишь отдаленное потомство научилось этим пользоваться.


  Ничто так не умерщвляет неукоснительно любовь женщины, как подлость и бесчестность мужчины.


  Общее совершенствование, совершенствование самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ — вот наше назначение в обществе.


  Последняя высшая цель общества — полное согласие и единодушие со всеми возможными его членами. Но так как достижение этой цели, достижение назначения человека вообще предполагает достижение абсолютного совершенства, то и первое и второе равно недостижимо, пока человек не перестанет быть человеком и не станет Богом.


  Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество.