Мудрые мысли

Энтони (Антони) Эшли Купер Шефтсбери (англ. Anthony Ashley Cooper, 3rd Earl of Shaftesbury)

Энтони (Антони) Эшли Купер Шефтсбери (англ. Anthony Ashley Cooper, 3rd Earl of Shaftesbury)

(26 февраля 1671, Лондон — 4 февраля 1713, Неаполь)

Английский философ, писатель и политик, деятель просвещения. Третий граф Шефтсбери. Автор работ, собранных в трёх томах «Характеристики людей, нравов, мнений, времен», посвященных этическим, эстетическим, религиозным и политическим проблемам.

Цитата: 35 - 51 из 59

  Ничем мы так не оскорбляем истину, как чрезмерным обнажением ее в известных случаях. С разумом — то же самое, что и с глазами: для вещи такого-то размера и для такого-то фасона нужно столько-то света, а не больше. Всякая чрезмерность вносит неясность и мрак.


  Общество чрезвычайно способствует развитию нашего воображения. Фантазии наши расцветают за столом столь же пышно, как цветы на хорошо взрыхленной клумбе.


  Педантизм и ханжество — это такие жернова, которые способны утопить любую книгу, несущую на себе хотя бы малую толику их мертвого веса. Дух педанта не отвечает требованиям века, — мир хочет, чтобы его учили, но не хочет, чтобы его опекали.


  Подлинная ценность славы в значительной степени зависит от того, чьи голоса звучат в хоре славящих. Трудно вообразить, какая в том честь Богу, если его славят создания, не способные различить, что достойно хвалы и что превосходно в самом роде человеческом.


  Постоянство - самый изобретательный способ сделаться дураком.


  Сегодня дела мои шли успешно, в итого представления мои восхищены до небес: *Мир превосходен! Все великолепно! Каждая вещь мила и привлекательна — люди, слова, компания, общество, можно ли желать лучшего?* Назавтра приходят разочарования, неудачи, огорчения. И что же следом? *О, жалкое человечество! О, испорченность! Кто бы стал жить среди людей? Кто — писать и творить для такого мира*.


  Серьезность - в самой природе обмана.


  Странно представить, чтобы война, самое дикое, что только есть, была страстью наиболее героических душ. Героизм и человеколюбие — почти одно и то же. Но стоит чувству этому немного сбиться с пути, и любящий человечество герой превращается в свирепого безумца: освободитель и хранитель делается притеснителем и разрушителем.


  Счастливая жизнь измеряется не большим или меньшим числом солнц, которые мы лицезреем, не большим или меньшим числом вздохов, которые мы издаем, или же пищи, которую мы поглощаем, - но тем, хорошо ли мы жили, сделали ли свое дело и покинули ли этот мир с улыбкой на устах.


  Считается, что истина способна выдержать все, однако нет для нее испытания тяжелей, чем насмешка. Только если истина выдержала испытание насмешкой, она по праву может считаться истиной.


  Таким образом, именно пытливый ум, бегло отмечая наличие других предметов, проходя мимо привычного (где остается лишь тень красоты), настойчиво приникает к источнику прекрасного, изучает главное в облике и структуре всего разумного.


  Теперь любят немедленно выбирать свою сторону. Не могут выносить неопределенности, и расследование — мучительно. Хотят избавиться от него как можно скорее. Людям словно кажется, что они тонут, как только они осмеливаются довериться течению мысли. Им кажется, что их куда-то уносит, и они готовы уцепиться — как можно поспешнее — за первую попавшуюся ветку. И на ней предпочитают повиснуть, хотя бы и с опасностью для жизни, но только не держаться на поверхности воды, доверившись своим силам. Удовлетворен тот, кто ухватился за какую-нибудь гипотезу, какой бы легковесной она ни была. Тогда уже он может, не задумываясь, отвечать без труда на любое возражение и, пользуясь немногими терминами, без труда даст отчет обо всем на свете.


  Тот, кто оказывается настоящим другом, - тот и настоящий человек, тот не остается в долгу и перед обществом.


  Тот, кто смеется и одновременно смешит, смешон вдвойне.


  Тот, кто уверен в жизни после смерти, не нуждается в чрезмерных заботах о судьбе добродетели в этом мире.


  Тот,кто оказывается настоящим другом,- тот и настоящий человек,тот не остается в долгу и перед обществом.


  Тот,кто смеется и одновременно смешит,смешон вдвойне.