Мудрые мысли
(7 мая (26 апреля по старому стилю) 1711, Эдинбург, Шотландия - 25 августа 1776, там же)
Шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, историк, экономист и литератор, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.
Цитата: 1 - 17 из 67
• Аффекты любви и ненависти всегда сопровождаются благожелательностью и гневом...
• Благая цель может сообщить ценность только таким средствам, которые достаточны и действительно ведут к цели.
• Было бы бесполезно наказывать человека за глупость или убеждать его, чтобы он был мудрым и проницательным, хотя те же самые наказания и убеждения могут оказать значительное влияние, если дело касается справедливости и несправедливости.
• В жалости всегда есть примесь любви и нежности, а в злорадстве - примесь ненависти или гнева.
• Воображение достигает и некоего минимума, то есть оно в состоянии вызвать в себе такую идею, дробление которой непредставимо, а уменьшение невозможно без полного ее уничтожения.
• Все, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и твердо обоснованная гордость и самоуважение...
• Доход должен быть пропорционален вложенным средствам и риску.
• Дружба — это спокойная и тихая привязанность, направляемая и укрепляемая привычкой, возникающей из долгого общения и взаимных обязательств.
• Дружба-это спокойная и тихая привязанность,направляемая и укрепляемая привычкой,возникающей из долгого общения и взаимных обязательств.
• Единственный способ сразу освободить науку от множества темных вопросов – это серьезно исследовать природу человеческого разумения и доказать на основании точного анализа его сил и способностей, что оно вовсе не приспособлено к столь далеким и отвлеченным темам.
• Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости.
• Если какой-нибудь поступок добродетелен или порочен, это является лишь признаком определенного душевного качества или характера; он должен,проистекать из постоянных принципов нашего духа, распространяющихся на все поведение человека и входящих в его личный характер.
• Если храбрость и честолюбие не регулируются благожелательностью, они могут сделать из человека только тирана или разбойника.
• Жалость есть сочувствие к несчастью других, а злорадство — радость по поводу такового, причем это сочувствие и эта радость не вызываются ни дружбой, ни враждой. Мы жалеем даже незнакомых и совершенно безразличных нам людей; если же наше злорадство по отношению к другому человеку вызывается вредом и обидой, то оно является... мстительностью.
• Злорадство - есть ничем не вызванное желание причинить зло другому лицу, чтобы путем сравнения с собственным положением испытать удовольствие.