•
Чтобы не ходить озабоченным спешкой
(Христианская притча)
Однажды авва Аммон пошёл, чтобы переправиться через реку. Он нашёл готовое к отплытию судно и сел около него. В это время подплыл другой корабль, идущий в то же место, и бывшие на нём люди стали звать его:
- Поплыли с нами, авва!
Он же ответил:
- Я взойду только на общественное судно.
С собой авва имел связку пальмовых ветвей; он сел, плетя верёвку, а затем вновь распуская её, и плёл до тех пор, пока общественное судно не отчалило, и он не переправился на другой берег. Братья, поклонившись ему, спросили:
- Для чего ты делал это?
Старец ответил:
- Чтобы не ходить озабоченным спешкой.
•
Хотение
(Суфийская притча)
Человек, намеревавшийся стать учеником, сказал Дхун-Нуну Египтянину:
- Превыше всего в этом мире я хочу быть принятым на Путь Истины.
Дхун-Нун сказал ему:
- Вы можете присоединиться к нашему каравану лишь в том случае, если для начала сумеете принять два условия. Первое - вам придётся делать то, что вам не хочется делать. Второе - вам не будет позволено делать то, что вам хочется делать. Именно *хотение* стоит между человеком и Путём Истины.
•
Лев, человек и статуя
(Ассирийская притча)
Человек шёл со львом по дороге и спорил, кто всех сильнее. В то время когда лев приводил веские доказательства своей силы, человек поднял взор и увидел статую. Она изображала юношу, сжимающего горло льва. Человек громко рассмеялся и обратил внимание своего спутника на статую. На это лев ему сказал:
- Если бы среди львов были художники и скульпторы, то на этом месте стояла бы статуя льва, сжимающего горло человека.
•
Практика лучше
(Буддийская притча)
Некогда в Тибете жил знаменитый лама по имени Дром. Однажды Дром увидел человека, совершавшего обход ступы.
- Обход ступы - хорошее дело, - сказал Дром. - Но практика ещё лучше.
Человек подумал: *Ну, значит надо читать священные книги*.
Так он и поступил. Но однажды Дром увидел его за чтением и сказал:
- Чтение священной книги - хорошее дело, но практика - ещё лучше.
Человек подумал: *Похоже, и этого недостаточно. Теперь, если я займусь медитацией, это уж точно будет практика*.
Застав его за медитацией, Дром сказал:
- Медитация - хорошее дело, но практика - ещё лучше.
Человек изумился и спросил:
- Как же надо практиковать?
И Дром ответил:
- Не привязывайся к этой жизни, заставь своё сознание стать практикой.
•
Съесть персик
(Суфийская притча)
Кто-то сказал Бахауддину Накшбанду:
- Вы рассказываете истории, но не объясняете нам, как их понимать.
Он ответил:
- Как бы вам понравилось, если бы человек, у которого вы купили персик, съел бы его у вас на глазах, оставив вам только кожуру?
•
Плод смоковницы
(Индийская притча)
- Принеси мне плод смоковницы, - говорит отшельник ученику.
- Вот он, господин.
- Разломи его.
- Я разломал его, господин.
- Что видишь ты в нём?
- Нежные зёрна, господин.
- Разломи одно из них. Что ты видишь в нём?
- Ровно ничего, господин.
- Это тонкая часть, которой ты, дорогой мой, не замечаешь. Из неё, дорогой мой, из этой тонкой части возникла вся большая смоковница. Верь мне, дорогой мой, эта тончайшая сущность есть во всём мире. Это - Истина; это есть во мне и в тебе.
•
Тупик
(Притча неизвестного происхождения)
- Почему ты пришёл к Мастеру?
- Потому что жизнь завела меня в тупик, и я уже не ждал от неё ничего хорошего.
- И куда же она тебя ведёт сейчас?
- Никуда.
- И что ты от неё сейчас ждёшь?
- Ничего.
- Так в чём же разница?
- Сейчас я никуда не иду, ибо идти некуда. И ничего от жизни не жду, ибо желать мне нечего.