•
Газеты на ветру
(Буддийская притча)
Однажды утром по горной дороге ехал в своей повозке развозчик газет. Навстречу ему шли два монаха. Один из них был мастер, а второй - его ученик. Ученик сказал:
- Мастер, учение гласит, что мир - это сон Будды, и стоит стать Буддой, и мир будет твоим сном. Так объясни мне, учитель, как может быть в одном мире несколько пробудившихся?
В этот момент порыв ветра взметнулся вверх по склону, и тысячи газет с повозки взлетели высоко в воздух.
- Посмотри, - сказал учитель, - газет так много, а текст в них во всех одинаковый.
И ученик просветлился.
•
Четыре года от роду
(Буддийская притча)
Один молодой человек увидел согбенного седого старика и спросил:
- Дедушка, сколько вам лет?
Старик со смехом ответил:
- Ах, мне всего четыре года в этом году исполнилось!
Молодой человек остолбенел, но потом сказал:
- Дедушка, не надо шутить. Вы такой седой, и борода такая длинная - как вам может быть четыре года?
- Да нет, мне, и правда, четыре года! Я столько лет безобразничал, заботился только о своей выгоде, криводушничал. Только четыре года назад я узнал об учении Будды; узнал о том, что нужно совершать добро, изгнать жадность, гнев и глупость, ясным сознанием узреть собственную природу. Только в последние четыре года моя жизнь приобрела смысл, и только эти четыре года я ощущаю радость и спокойствие. Ты спросит, сколько мне лет. Так как нормальной жизнью я живу только четыре года, мне действительно четыре года от роду.
•
Внутренняя свобода
(Даосская притча)
Лао-цзы говорил:
- Того, кто содеял недоброе явно, покарают люди. Того, кто содеял недоброе тайно, покарают духи. Лишь тот, кто понимает и людей, и духов, может идти путём Одинокого.
Тот, кто заключает договор внутри, остаётся безымянным. Тот, кто заключает договор вовне, стремится к приобретению. Тот, кто живёт без имени, даже в обыденном несёт с собою свет. Тот, кто стремится к приобретениям, только торгуется с людьми. Люди видят, как он вытягивается на цыпочках, и считают это достижением.
Вещи входят в того, кто старается досконально их постичь. А в того, кто равнодушен к вещам, вещи не могут проникнуть. Тот, кто не впускает в себя других, не имеет родных. А тот, кто не имеет родных, достигает предела человеческого.
Нет оружия более разящего, чем воля. Ей уступит даже волшебный меч. Нет разбойников более опасных, чем силы Инь и Ян, - от них никуда не скроешься в целом мире. Но Инь и Ян не сами лишают нас дарованного нам - наше сердце побуждает их к этому.
•
Богатые супруги
(Притча неизвестного происхождения)
Однажды муж сказал жене:
- Я буду много работать и когда-нибудь мы разбогатеем.
- Мы уже богаты, дорогой, ведь мы есть друг у друга. Когда-нибудь у нас будут деньги, - ответила жена.
•
Заботиться о своих ближних
(Бурятская притча)
У Даянше ламы (лама Тамчинского дацана) были кони. Они всегда были сыты, их вымытые бока блестели, а сбруя находилась в идеальном состоянии. А вот одежда на самом ламе состояла просто из лоскутков.
Даянша лама всегда говорил:
- Надо заботиться сначала о своих ближних, и только потом - о себе.
•
Собака и слепец
(Суфийская притча от Руми)
Однажды злой пёс, не отставая от нищего слепца, бежал за ним, лая и рыча. Слепой кричал на него и пытался отбиться от него своим посохом. Наконец он выбился из сил, остановился, сотворил псу земной поклон и обратился к нему с такими словами:
- О, царь охоты! Ты лишь по ошибке посчитал меня своей добычей. Дело жизни таких, как ты, мчаться в степи, преследуя дичь, а ты охотишься за бедным нищим! Подумай о том, что пока ты здесь гоняешься за мной, все звери в лесах находятся в полной безопасности.
•
Как стали бы вы падишахом?
(Индийская притча)
Однажды Акбар сказал:
- Знаешь, Бирбал, как хорошо было бы, если бы падишах, раз сев на трон, навсегда оставался бы на нём.
- Шахиншах! - отозвался Бирбал учтиво. - Истинны ваши слова, но тогда как стали бы вы падишахом?