•
Два демона
(Суфийская притча)
Молодой демон сказал старому:
- Вот бы удержать человека от использования его высшего ума! Не разработать ли нам план, чтобы помешать его усилиям по саморазвитию?
Старый демон ответил:
- Это уже сделано, дитя моё! Давным-давно человека убедили, что он обладает выбором и высшим умом как неким даром. Он уже давно - за исключением лишь немногих - перестал слушать кого-либо, кто говорит, что у него есть реальный ум, ожидающий развития.
•
Заставить беспокоиться
(Суфийская притча)
Около уха тигра вился комар.
Время от времени тигр потряхивал головой или делал движение лапой по направлению к уху.
Другое насекомое, пролетая мимо, задержалось на мгновение у этой сцены. Затем сказало комару:
- Если ты попытаешься подлететь поближе, чтобы испробовать крови тигра, то спастись не сумеешь.
- Я и не собираюсь, - сказал комар, - но могу же я заставить его беспокоиться, не так ли?
•
Нищий и правда
(Русская притча)
Постучался как-то в дом к одному старику нищий странник. Старик принял его с любовью, пригласил остаться на ночь.
- Кто ты, бедный человек?
Нищий ответил:
- Я - человек, говорящий правду, поэтому, куда бы я ни пришёл, меня прогоняют.
Хозяин удивился, угостил гостя ужином. Поев, они пошли спать. Утром встали, начали одеваться. Нищий увидел, что старик - одноглазый, и сказал ему в лицо: ты, мол, кривой.
И тут рассердился старик, выгнал его из дому, сказав:
- Ты не находишь себе места и стал всем ненавистен, ибо не правду говоришь людям, а попрекаешь людей их недостатками. Сказанная без любви, правда выглядит как оскорбление.
•
Пять гусениц и бабочка
(Притча от Тимоти Лири)
Находясь на пороге собственного метаморфоза, гусеницы впервые увидели бабочку.
Гусеница-ортодоксальный консерватор фыркнула:
- Это незаконно и аморально. Надо арестовать эту безответственную особу и посадить её в клетку. Пусть ползает по земле, как все мы.
Гусеница-технолог тяжело вздохнула и с горечью проронила:
- Мне никогда не стать одной из них.
Гусеница-прогрессивный либерал риторически воскликнула:
- Как смеет это легкомысленное создание свободно летать, когда у бабочек в Бангладеш нет цветных телевизоров, а бабочки Эфиопии голодают?
Гусеница-буддистка высокомерно протянула *О-о-о-м-м-м* и отрешённо заметила:
- Чтобы летать, мне не нужны крылья. Стоит мне сесть в позу лотоса, и я улечу в астрал.
А гусеница-христианка перекрестилась и укоризненно пробормотала:
- Если бы Господу было угодно, чтобы гусеницы летали, он дал бы нам крылья.
•
Что такое грусть
(Христианская притча)
Одного старца спросили:
- Отче, а что такое грусть?
- Быть грустным - это значит всё время думать о самом себе, - ответил он кратко.
•
Мечты бурлака
(Русская притча)
Каждый день бурлак медленно брёл по тернистому берегу реки и тянул против течения за собой на верёвке лодку. Его ступни были в кровь изранены острыми колючками, которыми густо порос берег. Но он продолжал свою работу, мечтая о том, как в один прекрасный день, заработав своим бурлацким трудом кучу денег, он купит много-много подушек и одеял и расстелет их вдоль берега, чтобы уберечь свои ноги от порезов.
*Вот тогда, - думал он, - тащить лодку будет одно удовольствие и моё бурлацкое дело будет по-настоящему процветать*.
•
Твой завтрак остыл
(Дзэнская притча)
Один последователь только-только пришёл в школу Чань. На следующий день прямо во время завтрака он сразу же, не переведя дух, начал засыпать наставника вопросами:
- Нетленны ли наши души? Обязательно ли наше тело должно обратиться в Ничто? Действительно ли наши души могут переселяться постоянно? Если наши души постоянно переселяются, то остаются ли воспоминания о предыдущих перерождениях? Может ли чаньское созерцание избавить нас от бесконечной череды жизней и смертей?
Этот человек задал старому монаху сразу десяток вопросов и после хотел спросить ещё, но наставник остановил его всего лишь одной фразой:
- Твой завтрак уже остыл.