Притчи


  Проповедь
   (Притча неизвестного происхождения)
    Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя: *Должен я говорить или нет?* И он решился спросить у конюха:
- Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?
Конюх ответил:
- Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я всё равно дам ей поесть.
Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил:
- Как тебе понравилась моя проповедь?
- Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю всё это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно её накормлю. Но я не отдам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей.


  Абсолютная осознанность
   (Притча неизвестного происхождения)
    В Японии в воинах воспитывают бдительность, осознанность. Это является основой обучения, всё остальное - второстепенно. Искусство фехтования, искусство стрельбы из лука - лишь способы развить бдительность.
О великом Мастере Риндзае рассказывают, что он не всегда добивался успеха в стрельбе из лука. Его стрелы часто пролетали мимо цели. А он был известен, как один из величайших лучников. Когда спрашивали: *Почему он считается великим лучником?*, - его ученики отвечали:
- Это не конечная цель, это начало. Мы не имеем отношения к стреле, достигающей цели, мы имеем отношение к стреле, начинающей свой путь.
Среди учеников Риндзая был известный лучник. Ежедневно он учился стрелять из лука и все его стрелы попадали точно в цель. Риндзай говорил ему:
- Нет, это неудача. Технически стрела вылетает правильно, но ты не весь здесь. Ты теряешь бдительность в своем сне.
Однажды Риндзаю доложили, что к ним пришёл неизвестный Мастер, который демонстрирует величайшее искусство стрельбы из лука. Риндзай пошёл посмотреть. И действительно, человек поражал своим мастерством.
Когда он прицелился и натянул тетиву, на его локоть поставили чашку с водой и он начал стрелять. Когда первая стрела поразила цель, вторая уже была в тетиве, и за ней сразу последовала третья. Сам он при этом даже не шелохнулся.
Мастер, посмотрев на это, сказал:
- Техника твоей стрельбы хороша, но это всего лишь техника. Ты выглядишь как статуя только снаружи. Пойдём сейчас на высокую гору, встанем на скалу, выступающую над пропастью, и тогда ты будешь стрелять.
Они взобрались на гору. Стоя на скале, выступающей над пропастью в тысячу метров глубиной, Учитель отступил назад, пока одна треть его ступней не повисла над пропастью. Потом он предложил встать лучнику рядом и стрелять. Тот подошёл, взглянул вниз, ноги его задрожали, лицо побледнело.
Мастер, продолжая стоять над пропастью, сказал:
- Совершенный человек поднимается над голубым небом, ныряет в жёлтый источник или странствует во всех восьми пределах мира, и в его душе нет признаков изменения. Но ты был обманут признаками дрожи, твои глаза ошеломлены. И ты надеешься поразить Цель?


  Проповедь в мечети
   (Притча неизвестного происхождения)
    Однажды ходжа Насреддин, взойдя на кафедру в Акшехире для проповеди, сказал: *Верующие, знаете ли вы, что я хочу вам сказать?* Ему ответили: *Нет, не знаем*. Тогда ходжа сказал: *Раз вы не знаете, так что мне вам и говорить?* С этими словами он сошел с кафедры и пошел своей дорогой.
Когда в следующий раз он снова взошел на кафедру и предложил тот же вопрос, община ему ответила: *Знаем*. - *Ну, коли вы знаете, значит, мне нет надобности и говорить*. Так сказал ходжа и опять удалился. Община, пораженная, решила, если ходжа взойдет еще раз на кафедру, ответить: *Одни из нас знают, а другие нет*.
Поднявшись как-то опять на кафедру, ходжа по обыкновению обратился к народу со своим вопросом. Ему ответили: *Одни из нас знают, другие нет*. Ходжа, сохраняя на лице серьезность, воскликнул: *Великолепно! Пусть тогда те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают*.


  Беседа с Богом
   (Притчи о вере)
   Одному искателю Истины однажды открылось видение Бога. От нестерпимого сияния человек зажмурил глаза, упал на колени и взмолился:
— Господи, ответь мне, как, сотворив бесчисленные совершенные миры, Ты не возгордился?
И услышал ответ:
— Очень просто. Я всегда сомневался.
Поэтому говорят:
*Всякий, кто знает, молчит, кто видит истинно — сомневается*
Интеллигентный человек должен сомневаться, потому что всякий, делающий умозаключения, попадает в заключение, а что-либо утверждающий, делает свою жизнь *твердой* — костной.


  Благословенный город
   (Притчи о вере)
   Один юноша еще в детстве слышал о необыкновенном городе, где все живут согласно Писанию. Достигнув совершеннолетия, он решил отправиться на поиски своей мечты.
Путь предстоял неблизкий. Он припас все необходимое в дорогу и пустился в путь. Спустя сорок дней показался город; юноша вошел в него.
Город был хорош: повсюду царил идеальный порядок и чистота, но его поразило, что у всех, кого он встретил, было по одной руке и одному глазу.
— Возможно ли, чтобы все до единого жителя имели одинаковые увечья?
Он начал замечать, что и они удивлены не менее его, потому что смотрели на его две руки и оба глаза, как на преславное чудо.
Человек осведомился у них:
— Не тот ли это Благословенный город, где все живут согласно Писанию?
— Он самый и есть, — ответили ему.
— Какая беда с вами приключилась? — спросил он. - Где же у каждого правая рука и правый глаз?
Толпа заволновалась.
— Ступай за нами и увидишь, — сказали они ему.
Его привели к храму, который высился посреди города, и показали груду рук и глаз, уже успевших иссохнуть.
— Боже правый, — воскликнул юноша, — какой безжалостный завоеватель так страшно изувечил вас?
По толпе пронесся ропот. Один из старейшин города выступил вперед и сказал:
— Мы сделали это по доброй воле. Господь подвиг нас на это, чтобы побороть вселившееся в нас зло.
Он повел юношу к главному алтарю и все последовали за ними. И юноша прочел высеченную над алтарем надпись:
— Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввергнуто в геену огненную. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое.
Юноша взволнованно воскликнул: - Неужели нет среди вас ни мужчины, ни женщины, у которых были бы целы глаза и руки?
— Нет, — сказали они. — Ни один не избег сей участи, кроме тех, кто еще мал, чтобы читать слово Писания и соблюдать заповеди.
Когда они вышли из храма, юноша немедля покинул Благословенный город, потому что он был умудрен грамоте.


  Бог в сердце
   (Притчи о вере)
   Говорят, что после того, как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу же шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.
Он созвал семь архангелов на совет и сказал: * Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?*.
Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: * Пока тебе неизвестно, но очень скоро люди доберутся и туда*. Другой архангел предложил: * Спрячься на дне океана*. Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг.
Наконец, один из архангелов сказал: *Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем*. Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.


  Бог живой
   (Притчи о вере)
   В стародавние времена, когда речь впервые затрепетала на моих устах, я взошел на святую гору и воззвал к Богу:
— Господи, я твой раб. Твоя сокровенная воля — закон для меня и Тебе буду я повиноваться до скончания века моего.
Но не ответил Бог — пронесся, подобный буре.
Через тысячу лет, взошедши на святую гору, я вновь воззвал к Богу:
- Творец, я — Твое творение. Из глины вылепил Ты меня и Тебе я обязан всем, что я есть.
Не дал Бог ответа — унесся, подобный тысяче быстрых крыльев.
Через тысячу лет я поднялся на святую гору и вновь воззвал к Богу:
- Отче, я — Твой сын. По милосердию и любви своей родил Ты меня и в любви и поклонении я наследую Твое царство.
Не дал Бог ответа — исчез, подобный туману, павшему на дальние холмы.
Еще через тысячу лет я поднялся на святую гору и вновь воззвал к Богу:
- Мой Боже, моя цель и мое свершение; я — Твое вчера, а Ты —мое завтра. Я —Твой корень в земле, а Ты - мой цветок в небесах, и вместе возрастаем мы пред лицом солнца.
Тогда Бог преклонился ко мне и прошептал на ухо сладостные слова, и точно море, вбирающее в себя бегущий к нему ручей, Он обнял меня.
И когда я спустился в долину, Бог тоже был там.