Притчи


  Мудрость и красота
   (Еврейская притча)
   - О, прекрасная Мудрость в некрасивом сосуде! - воскликнула дочь кесаря при виде р. Иошуи, не отличавшегося красотой лица.
   - Дочь моя, - сказал ей р. Иошуа, - в каких сосудах у твоего отца, у кесаря, хранится вино?
   - В глиняных.
   - Как, вино кесаря - ив таких же глиняных кувшинах, как и у всех простых людей?!
   - А в чем же следовало бы нам держать наше вино?
   - Вам, столь знаменитым и славным, приличествует держать ваше вино в серебряных и золотых вазах.
   Вино было перелито в серебряные и золотые вазы - и скисло.
   Спрашивает кесарь:
   - Кто посоветовал тебе сделать это?
   - Р. Иошуа бен Ханания, - отвечает царевна.
   Призвал кесарь р. Иошую:
   - Как мог ты посоветовать это моей дочери?
   Рассказал р. Иошуа, по какому поводу он так поступил:
   - Мой совет был только ответом на ее вопрос.
   - Встречаются же, однако, мудрецы и с красивой наружностью?
   - Некрасивые- они были бы еще более мудрыми.


  Нельзя научить всему
   (Современная притча)
   У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру:
   - Скажите, есть ли еще что-нибудь, чему вы меня не научили?
   - Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приемы борьбы, известные мне.
   От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок.
   После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приемом положил ученика на обе лопатки.
   - Странно, - сказал побежденный, переводя дыхание, - я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приемом.
   - Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, - ответил мастер, - но этот прием родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация!
   - Но этому вы меня не учили, - сказал ученик.
   - Этому я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.


  Уход
   (Притча неизвестного происхождения)
   - Как помочь миру?
   - Пойми его, - сказал Мастер.
   - А как понять мир?
   - Отвернись от него.
   - Как же тогда служить людям?
   - Пойми себя.


  Три желания
   (Суфийская притча)
   Правитель сказал одному из своих мудрецов:
   - Трех вещей жаждет душа моя. Первое мое желание - чтобы никто не совершал такого поступка, который бы я не в силах был простить. Второе желание - чтобы никогда не случилось так, что я не смогу удовлетворить просьбу того, кто ко мне обратился в нужде. Третье мое желание - чтобы никто долголетием не мог сравняться со мной.
   Услышав это, мудрец улыбнулся, а правитель спросил его:
   - Почему ты смеешься?
   - Как мне не смеяться, - сказал мудрец, - если ты пожелал для себя то, что свойственно одному лишь Богу?!
   Правитель ему ответил:
   - Пусть будут мои слова тайной, схорони их у себя, не разглашай, ибо знаю я, что всякий, кто услышит их, будет надо мной смеяться.


  Три типа человека
   (Индийская притча)
   Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и ценность.
   Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.
   Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок, и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал:
   - Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трех.


  Нет и нет
   (Армянская притча)
   - Дочь Сакана, близок час моей смерти, - сказал Анес жене. - Позови сыновей, пусть придут и выслушают мои последние пожелания.
   Жена позвала сыновей.
   - Сынок, - обратился Анес к старшему сыну, - вникай в свое дело, расходов у тебя много, в этом году пока дом не строй.
   - Нет, - вмешалась жена, - во что бы то ни стало дом нужно строить в этом году.
   - А ты, - обратился Анес к среднему сыну, - женись только тогда, когда получишь образование.
   - Нет и нет, - рубила подобно сабле жена, - в следующем месяце буду его женить.
   - Дочь Сакана, - сказал Анес, - если умираю не я, а ты, то говори за меня, я буду молчать.


  Орел и курица
   (Притча неизвестного происхождения)
   Случилось так, что яйцо орла каким-то образом оказалось в сарае фермера рядом с другими яйцами, которые высиживала курица. Через некоторое время вместе с другими цыплятами на свет появился и молодой орел.
   Прошло еще некоторое время, и оперившийся птенец почувствовал необъяснимую тягу к полету. Он спросил как-то мать-курицу:
   - Когда я научусь летать?
   Бедная курица даже не осознавала, что не способна летать, и понятия не имела, что делают другие птицы, чтобы научить своих птенцов искусству летать. Однако ей было стыдно признаться в своей неполноценности, и она ответила:
   - Еще рано, малыш. Еще рано. Подожди, я научу тебя, когда ты будешь готов.
   Прошли месяцы, и молодой орел стал подозревать, что мать не знает, как летать. Но он не мог решиться на самостоятельный полет, так как его безумное желание летать вступило в противоречие с благодарностью, которую он испытывал к птице, что воспитала его.