Притчи


  Молодой человек
   (суфийская притча)
   Суфийский мастер Джунайд работал с одним юношей. Джунайд жил настолько обычной жизнью, что нужно было быть очень проницательным, чтобы понять, что рядом просветленный. Во всем он был совершенно обычным.
   Юноша, который с ним работал, постоянно показывал свою осведомленность, и что бы Джунайд ни делал, он говорил:
   — Неправильно. Это нужно делать так. Так будет лучше.
   В конце концов Джунайд засмеялся и сказал:
   — Молодой человек, я не настолько молод, чтобы знать так много.


  Столпы религии
   (притча неизвестного происхождения)
   В одной стране начались преследования верующих за их религиозные убеждения. И тогда три Столпа Религии — Святое Писание, Поклонение и Благотворительность — направились к Богу, испугавшись, что религия будет уничтожена, и сами они перестанут существовать.
   — Вам нечего беспокоиться, — ответил Бог. — Я собираюсь послать на землю кое-кого более могущественного, чем вы все вместе взятые.
   — Как же зовут этого Владыку?
   — Самопознание. Его свершения будут более значительными, чем любое из ваших деяний, — ответил Бог.


  Высшее мастерство
   (современная притча)
   Однажды к старому Учителю китайских боевых искусств пришел ученик-европеец и спросил:
   — Учитель, я чемпион своей страны по боксу и французской борьбе, чему еще вы могли бы научить меня?
   Старый мастер помолчал некоторое время, улыбнулся и сказал:
   — Представь себе, что, гуляя по городу, ты случайно забредаешь на улицу, где поджидают несколько громил, мечтающих ограбить тебя и переломать тебе ребра. Так вот, я научу тебя не гулять по таким улицам.


  Полюбивший слепой
   (современная притча)
   Один человек стал резко терять зрение. Он боролся со своим недугом всеми известными способами. Когда стало ясно, что лекарства не помогают, он стал бороться с помощью чувств. Совсем непросто было сказать себе: *А ты полюби свою слепоту*.
   Поначалу его положение казалось безвыходным. Когда он начал разговаривать со своей слепотой, его речь была горькой. Но он продолжал, пока горечь не уступила место смирению, терпеливости, покорности судьбе, приятию, а однажды, к его великому изумлению, — дружбе и любви. Затем наступил день, когда он обнял рукой свою слепоту и сказал:
   — Я люблю тебя.
   В этот день близкие опять увидели на его лице улыбку. Конечно, зрение он потерял навсегда. Но каким прекрасным стало его лицо!


  Мудрая Свинья о морали
   (даосская притча)
   Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав, сказала вслух следующее:
   — У каждого племени, клана и даже семьи, если на ее подворье живут хотя бы три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага исподтишка, а другие — одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали, поступай в соответствии с его взглядами.
   Высказав все это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не осталось ли что-нибудь от вчерашнего ужина.


  Два меча
   (дзэнская притча)
   Мастер Мурамаса делал самурайские мечи как разящее оружие. Мастер Масамунэ — как оружие, которым защищают свою жизнь.
   Чтобы сравнить, их клинки вонзили в дно ручья. По течению плыли опавшие листья.
   Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса, оказывались рассеченными на две части. Меч Масамунэ листья оплывали, не касаясь его.


  Ради Торы
   (еврейская притча)
   Р. Акиба подарил своей жене золотое запястье. Увидала это жена рабан Гамлиеля и, мучимая завистью, пришла и рассказала о запястье своему мужу.
   — Друг мой, — заметил ей рабан Гамлиель, — а подражала ли ты жене р. Акиба в то время, когда она косы свои отрезала и продавала, чтобы дать возможность мужу спокойно заниматься изучением Торы?