•
Прогулка над рекой
(даосская притча)
Прогуливаясь с Творящим Благо по мосту через Хао, Чжуан-Цзы сказал:
— Пескари привольно резвятся, в этом их радость!
— Ты же не рыба, — возразил Творящий Благо. — Откуда тебе знать, в чем ее радость?
— Ты же не я, — возразил Чжуан-Цзы. — Откуда тебе знать, что я знаю, а чего не знаю?
— Я не ты, — продолжал спорить Творящий Благо, — и, конечно, не ведаю, что ты знаешь, а чего не знаешь. Но ты-то не рыба, и не можешь знать, в чем ее радость.
— Дозволь вернуться к началу, — сказал Чжуан-Цзы. — *Откуда тебе знать, в чем ее радость?* — спросил ты, я ответил и ты узнал то, что знал я. Я же это узнал, гуляя над рекой Хао.
•
Время для надежды
(притча от Пауло Коэльо)
Два раввина делают все возможное, чтобы обеспечить духовный комфорт евреям в нацистской Германии. В течение двух лет, невыносимо напуганные, они уклоняются от своих преследователей и выполняют религиозные функции в различных обществах. В конце концов, они стали заключенными.
Один из раввинов, ужасаясь тому, что с ним может случиться, постоянно молится. Другой, тем не менее, целый день спит.
— Почему Вы так себя ведете? — спросил напуганный раввин.
— Для того чтобы сохранить мою силу. Я знаю, что она мне потребуется позже, — сказал тот.
— Но разве вы не напуганы? Мы не знаем, что с нами может случиться.
— Я боялся до тех пор, пока нас не схватили. Теперь, когда я заключенный, чего хорошего бояться того, что может случиться со мной. Время для страха закончилось; теперь время для надежды.
•
Два рыцаря
(притча от Пауло Коэльо)
— Пойдем на гору, где обитает Бог, — предложил рыцарь своему другу. — Я хочу доказать, что все, что он знает, это как задавать нам вопросы, тогда как он ничего не делает, чтобы облегчить наше бремя.
— Хорошо, а я пойду туда, чтобы продемонстрировать свою веру, — сказал другой.
Они поднялись на гору вечером и услышали голос в темноте: *Нагрузите ваших коней внизу камнями с земли*.
— Видел?! — сказал первый рыцарь. — После такого восхождения он еще хочет заставить нас нести тяжкое бремя. Я не подчинюсь!
Второй сделал так, как велел голос. Они достигли подножья горы с рассветом, и первые лучи солнца сияли в камнях, который принес набожный рыцарь: они были чистыми алмазами.
Учитель сказал: *Решения Бога загадочны; но они всегда в твою пользу*.
•
Как прекрасно!
(даосская притча)
Лао-Цзы каждый день ходил рано утром на прогулку. Его сопровождал сосед. Но он знал, что Лао-Цзы — человек молчания. Так что, в течение многих лет он сопровождал его в утренних прогулках, но никогда ничего не говорил. Однажды у него в доме был гость, который тоже захотел пойти на прогулку с Лао-Цзы. Сосед сказал:
— Ничего не говори, так как Лао-Цзы хочет жить непосредственно. Ничего не говори!
Они вышли, а утро было так прекрасно, так тихо, пели птицы. По привычке гость сказал:
— Как прекрасно! — Только это, и ничего больше за часовую прогулку, но Лао-Цзы посмотрел на него так, будто тот совершил грех.
Вернувшись домой, входя в дверь, Лао-Цзы сказал соседу:
— Никогда больше не приходи! И никогда не приводи еще кого-нибудь! Этот человек, похоже, очень разговорчив. Утро было прекрасным, оно было таким тихим. Этот человек все испортил.
•
Глупец и верблюд
(суфийская притча)
Повстречались однажды глупец и верблюд. Увидев верблюда, глупец воскликнул:
— Что за урод! Какой ты горбатый!
— Ты судишь, и тем самым создаешь мнение, — ответил верблюд. — Знаешь ли ты, что своими речами ты приписываешь ошибку Создателю? Горб — не изъян. Таким я создан по определенной причине и для некой цели. Лук не может не быть согнутым, тетива должна быть прямой. Ты просто глупец! И понимаешь не больше осла!
•
Группы
(суфийская притча)
Некий король однажды пришел к мудрому Бахауддину Накшбанди, *Мастеру узора* и сел, наблюдая за собранием его учеников.
После, когда они сели ужинать Король сказал:
— О, Учитель Вечности! Я заметил, что во время занятий твои ученики сидят полукруглыми рядами, так же как и мои придворные. Есть ли в этом какой-то знак?
Бахауддин отвечал:
— О Повелитель Мира! Скажи мне скорей, как сидят твои придворные, и я смогу рассказать в таком ли порядке сидят Искатели.
— В первом круге, сидят те, к которым я чувствую особое расположение, — поэтому они ближе всех. Дальше сидят важные и могущественные люди королевства и послы. В самом конце сидят меньшие мира сего.
— В таком случае, — сказал Шах Бахауддин, — мы делим людей по разным признакам. Те, что сидят ближе ко мне, глухи, так они могут слышать. Средняя группа состоит из невежественных, так что они могут сосредоточиться на Учении. Дальше всех сидят Просветленные, для которых близость такого рода не важна.
•
Страх Наполеона
(притча от Пауло Коэльо)
Молодой Наполеон дрожал подобно тростнику на ветру во время свирепых артобстрелов в Тулоне. Солдат, увидев его в это время, сказал другим солдатам:
— Взгляните на него, он боится смерти.
— Да, я боюсь, — ответил Наполеон. — Но я продолжаю бороться. Если бы вы почувствовали хотя бы каплю страха, который чувствую я, вы сразу бы убежали.
Учитель сказал: *Страх не является признаком малодушия. Этот страх позволяет нам быть смелыми и достойными перед лицом жизненных ситуаций. Тон, кто испытывал страх, и, несмотря на него, действовал, не позволяя ему запугать себя — доказывает свою храбрость. Но тот, кто в трудной ситуации не считался с опасностью, доказывает только свою безответственность*.