•
Внутренняя природа
(дзэнская притча)
Лин-чи говорил перед собравшимися о том, что каждый человек должен проявить свою внутреннюю природу. Из зала послышался вопрос:
— Но как это сделать, если я не знаю, кто я?
Лин-чи перестал говорить. Все насторожились. Какой он даст ответ? Но он не дал ответа. Он спустился со своего кресла и стал пробираться к тому человеку, который задал вопрос. Все внимательно наблюдали. Что он собирается делать? Ведь он мог бы ответить из своего кресла! В его действиях не было необходимости.
Лин-чи подошел ближе, сверля человека взглядом, положил ему руку на плечо и сказал:
— Закрой глаза и вспомни того, кто задал вопрос.
Человек закрыл глаза и отправился внутрь, на поиски того, кто задал вопрос.
Люди ждали, наблюдая за ним. Его лицо стало спокойным, умиротворенным, тихим. Тогда Лин-чи вынужден был встряхнуть его:
— Теперь выходи и скажи всем, кто ты?
Человек начал смеяться. Потом сказал:
— Какой чудесный способ отвечать на вопросы.
Лин-чи повторил свой вопрос:
— Так кто ты есть?
Человек ответил:
— Я знаю, но не могу ответить.
•
Надежда
(притча в изложении Ошо)
Эта притча об охотнике, который заблудился в джунглях. За три дня он не встретил никого, чтобы спросить дорогу, и, он все больше впадал в отчаяние — три дня без пищи, три дня постоянный страх диких животных. Три дня он не мог спать, он сидел на дереве, боясь, что кто-нибудь нападет на него. Там были змеи, львы и другие дикие животные. На четвертый день рано утром он увидел человека, сидящего под деревом. Можете представить его радость. Он подпрыгивал, обнимал этого человека и кричал:
— Какая радость!
И тот человек обнимал его, и оба были счастливы. Потом они спросили друг друга:
— Почему ты в таком экстазе?
Первый сказал:
— Я заблудился и надеялся встретить кого-нибудь.
— Я тоже заблудился и надеюсь встретить кого-нибудь. Но если мы оба заблудились, наша радость ни к чему. Теперь мы заблудились вместе! - ответил второй.
•
Лук и стрела
(притча от Омара Хайяма)
Рассказывают, что однажды царь Хосров Нушинраван спросил своего приближенного Бабака Ариза:
— Кто из воинственных людей более известен?
— Те, кто владеет луком и стрелой, — ответил Ариз.
Нушинраван был удивлен этим ответом и спросил Ариза, какими же, по его мнению, должны быть эти лучшие бойцы. Бабак Ариз ответил:
— Они должны быть такими, что все их тело — сердце, все их сердце - рука, вся их рука — лук, и весь их лук — стрела, а вся их стрела попадает в сердце врага.
— Как же понять все эти иносказания? — спросил Нушинраван.
— Надо понимать так, что они должны иметь сердце сильное и крепкое, как и их рука, жилы ровные и крепкие, как лук, и стрелу прямую и ровную, как тетиву, а если будет так, они увидят место своей стрелы в сердце врага, — пояснил Бабак Ариз.
•
Следуй за своими страстями
(даосская притча)
Царевич Моу из Срединных гор спросил у Чжуан-Цзы:
— Как мне быть? Телом скитаюсь по рекам и морям, а сердцем пребываю у дворцовых ворот в Вэй.
— Цени жизнь, — ответил Чжуан-Цзы. — Кто ценит жизнь, презирает выгоду.
— Знаю это, — ответил царский сын Моу, — да еще не могу с собой совладать.
— Не можешь с собой совладать, — сказал Чжуан-Цзы, — тогда следуй за своими страстями. Разума не повредишь. Помешать следовать за своими страстями тому, кто не может с собой совладать, — значит нанести ему двойную рану. Человеку же с двойной раной не войти в число долголетних.
Моу был сыном вэйского царя, владевшего тьмой колесниц. Ему было труднее скрыться в пещере на высокой скале, чем мужу в холщовой одежде. Хотя он не достиг пути, но, можно сказать, имел о нем представление.
•
Это невозможно
(притча от Пауло Коэльо)
— Когда ты пройдешь свой путь, ты найдешь дверь с написанной на ней фразой, — заявил учитель. — Возвращайся ко мне и сообщи, что говорит эта фраза.
Ученик отдался поиску телом и душой, и однажды пришел к двери, а затем вернулся к мастеру.
— Там было написано *это невозможно*, — сообщил он.
— Это было написано на стене или на двери? — спросил учитель.
— На двери, — ответил ученик.
— Хорошо, тогда положи свою руку на дверную ручку и открой ее.
Ученик подчинился. Поскольку фраза была написана дверью, она давала путь подобно тому, как делала это сама дверь. Когда дверь была полностью открыта, он не смог больше видеть фразу — и он вошел.
•
Мешок и счастье
(притча про Насреддина)
Молла Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город.
— Что с тобой? — спросил Молла.
Человек показал ему потрепанный дорожный мешок и жалобно сказал:
— Все, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок!
— Да, плохо дело, посочувствовал Молла. С этими словами он выхватил мешок из рук человека и пустился бежать прочь по дороге. Потеряв все свое имущество, человек разразился слезами и продолжил путь в угнетенном состоянии духа. Тем временем, Молла забежал вперед и положил мешок прямо посреди дороги, чтобы человек непременно заметил находку. Когда тот увидел свой мешок, валяющийся на пути, он рассмеялся от радости и вскричал:
— Ох, мой мешочек! А я-то думал, что совсем тебя потерял! *Вот как легко осчастливить человека*, — наблюдая за ним из придорожных кустов и посмеиваясь, подумал Молла.
•
Лечение
(историческая притча)
Однажды Бернард Шоу позвонил своему врачу и заявил:
— Мне очень плохо. Сердце, кажется, совсем сдает. Приходите скорее!
Врач прибежал. Ему пришлось взбежать три лестничных пролета, и он тяжело дышал. Он вошел и, не говоря ни слова, рухнул в кресло и закрыл глаза. Бернард Шоу выскочил из постели и испуганно спросил:
— Что с вами?
— Ничего, ничего, — ответил врач. — Похоже, я умираю. Сердечный приступ.
Бернард Шоу кинулся помогать ему: он принес стакан воды, несколько таблеток, он сделал все, что мог. Через полчаса его врач пришел в себя. И вдруг заявил:
— Теперь мне пора идти, выдайте мне мой гонорар.
— Вот это да! — воскликнул Шоу. — Это вы должны бы заплатить мне! Я полчаса бегал вокруг вас, а вы даже не спросили ничего о моем самочувствии.
— Я вылечил вас, — возразил ему врач. — Это и есть лечение, и вам придется мне заплатить.