•
Могущество пера
Я слышал, что в Иране был такой обычай: когда Царь воевал, он имел часть войска, хорошо организованную и хорошо снабженную, одетую в черное платье. В тот момент, когда битва становилась ожесточенной, этой части войска приказывали выйти вперед всего войска и продолжать битву.
Случилось, что из Туркестана пришло большое войско, около пятидесяти тысяч человек, и дело шло к войне. Этот царь горделиво воссел с несколькими своими приближенными. Ему хотелось отложить битву на другой день. Он потребовал пенал и перо и написал на куске бумаги: *Скажите, чтобы часть войска, одетая в черное, возвратилась*, — и послал это своему визирю.
Визирь прочел, но это ему не понравилось. Он взял из своего сафьянового сапога пенал, достал перо и добавил к записке царя одну букву и одну точку. После этого написанное царем приобрело следующий вид: *Скажите, чтобы военачальники войска не возвращали*, и визирь отправил эту записку войскам. В войске прочли письмо, бросились вперед и разбили туркестанское войско. Поэтому в книге *Жизнеописания царей* написано, что одной точкой пера однажды было разбито пятьдесят тысяч сабель.
(притча от Омара Хайяма)
•
Сознание впереди
Один молодой человек, изучавший дзэн под руководством Банкея, увлекался боевыми искусствами. Однажды, решив проверить силу духа наставника, он напал на Банкея с копьем, когда тот сидел, ничего не подозревая.
Банкей спокойно отразил удар своими четками. Потом он сказал молодому человеку:
— Техника ваша еще не совершенна; ваше сознание двинулось первым.
(дзэнская притча)
•
Солдаты человечества
Однажды одна из дивизий японской армии участвовала в военных учениях, и несколько офицеров сочли необходимым разместиться в храме Гадзана.
Гадзан сказал своему повару:
— Давай офицерам такую же простую пищу, как и нам.
Это очень рассердило вояк, так как они привыкли к очень почтительному отношению. Один из них отправился к Гадзану и сказал:
— Как ты думаешь, кто мы? Мы — солдаты, жертвующие жизнями за свою страну. Почему ты не обращаешься с нами, как подобает?
Гадзан сурово ответил:
— А как ты думаешь, кто мы? Мы — солдаты человечества, наша цель — спасение всего сущего.
(дзэнская притча)
•
Подумай о гусенице
Гусеница проводит большую часть своей жизни на земле, завидуя птицам и негодуя на свою судьбу и форму. *Я самое несчастное из всех созданий*, думает она. *Безобразное, отталкивающее, и осужденное ползать по земле*.
Однажды, все же, Мать Природа попросила гусеницу сделать кокон. Гусеница изумилась, (она никогда не делала до этого коконов). Она подумала, что построит себе могилу и подготовится умереть. Хотя и несчастная в жизни, которую она провела до сих пор, она пожаловалась Богу: *Как только я привыкла к этому положению вещей, Господин, ты забираешь то немногое, что у меня есть*. В отчаяние, она завернулась в кокон и стала ждать конца.
Несколько дней спустя, гусеница увидела, что превратилась в прекрасную бабочку. Она стала способна летать в небе и необычайно восхитилась этому.
Она пришла в удивление от жизни и от замыслов Бога.
(притча от Пауло Коэльо)
•
Сильный ветер
Путешественник обратился к отцу-настоятелю монастыря в Сцете.
— Я хочу сделать мою жизнь лучше, — сказал он. — Но я не могу уберечь себя от грешных мыслей.
Настоятель монастыря обратил внимание на сильный ветер, дующий снаружи, и сказал страннику:
— Здесь немного жарко. Я буду благодарен, если ты захватишь кусочек этого ветра снаружи и принесешь его сюда чтобы остудить комнату.
— Это невозможно, — сказал странник.
— Также невозможно уберечь себя от мыслей, которые противны Богу, — ответил монах. — Но если ты знаешь, как сказать нет искушению, они не причинят тебе никакого вреда.
(притча от Пауло Коэльо)
•
Пастух и саньясин
Пастух увидел человека под деревом, сидящего в размышлении. Он сел рядом и пытался задуматься, подражая человеку. Он начал пересчитывать своих баранов и взвешивать выгоду руна их.
Оба сидели молча. Наконец, пастух спросил:
— Господин, о чем думаешь ты?
Тот сказал:
— О Боге.
Пастух спросил:
— Знаешь ли, о чем думал я?
— Тоже о Боге
— Ошибаешься, о выгоде продажи руна.
— Истинно, тоже о Боге. Только моему Богу нечего продавать, твой же Бог должен сперва сходить на базар. Но может быть, он на пути встретит разбойника, который поможет ему обратиться к этому дереву.
(буддийская притча)
•
Принять название
(даосская притча)
Муж по прозванию Филигранщик увиделся с Лао-Цзы и спросил:
— Я слышал, что вы, учитель, мудрый человек, и поэтому пришел с вами повидаться. Меня не удержала и дальняя дорога. Прошел мимо сотни постоялых дворов, ноги покрылись мозолями, но не смел остановиться. Ныне же я увидел, что вы не мудрец: у мышиных нор остатки риса, бросать его как попало — не милосердно. У вас полно и сырого и вареного, а вы собираете и накапливаете без предела.
Лао-Цзы с безразличным видом промолчал.
На другой день Филигранщик снова увиделся с Лао-Цзы и сказал:
— Вчера я над вами насмехался. Почему же сегодня мое сердце искренне от этого отказывается?
— Я сам считал, что избавился от тех, кто ловко узнает проницательных и мудрых, — ответил Лао-Цзы. — Если бы вчера вы назвали меня волом, и я назвался бы волом; назвали бы меня конем, и я назвался бы конем. Если, встретив какую-то сущность, кто-то дает ей название, то, не приняв названия, примешь от такого беду. Я покорился не оттого, что был покорен, а покорился, не изменившись.
Филигранщик пошел бочком, избегая его тени, вошел прямо в дом, не сняв обуви, и спросил:
— Как же мне совершенствоваться?
— Ведешь себя высокомерно, смотришь дерзко, — сказал Лао-Цзы. — Лоб у тебя высокий и простой, а рычишь, словно тигр, вид неестественный. Стоишь, будто конь на привязи. Умчался бы, а насильно себя удерживаешь. Кинешься — так стрелой, разбираешься — так в мелочах, прознал все хитрости, а смотришь безмятежно. Никто не найдет тебя достойным доверия. На окраинах бывают такие, и имя им — воры.