Притчи


  Образцовая корова
   В незапамятные времена жила-была корова.
   В целом свете не было никого, кто неустанно давал бы так много такого прекрасного молока. Люди приходили издалека, чтобы взглянуть на это чудо.
   Все превозносили ее. Отцы рассказывали своим детям, как она предана своему предназначению. Религиозные иерархи призывали свою паству по-своему подражать ее примеру. Государственные мужи ссылались на нее как на образец надлежащего поведения, планомерности и продуманности, воспроизводимый и в человеческом обществе. Одним словом, каждый умудрялся извлекать из этого пользу.
   Однако одна мелочь ускользала от большинства людей, занятых очевидными достоинствами коровы. Была у нее, видите ли, такая привычка: как только подойник наполнялся ее несравненным молоком, она его лягала и опрокидывала.
   (суфийская притча)


  Авторство
   Один буддийский мастер прочел ученикам прекрасный текст, который растрогал всех. Ученики сразу же спросили:
   — Кто написал его?
   — Если я скажу, что это Будда, вы будете благоговеть перед текстом, возлагать каждое утро на него цветы и отдавать поклоны. Если я скажу, что этот текст написал патриарх, вы будете испытывать большое почтение, но уже не будете преклоняться перед ним так, как перед текстом Будды. Если я скажу, что автором был монах, вы, пожалуй, растеряетесь. А если узнаете, что текст написал наш повар, вы просто посмеетесь, — ответил учитель.
   (буддийская притча)


  Улучшение
   Один молодой человек промотал все унаследованное им состояние. Как часто бывает в подобных случаях, оставшись без гроша, он обнаружил, что также лишился и друзей. В отчаянии, не зная, что предпринять, он разыскал Мастера и спросил его:
   — Что со мной теперь будет? У меня нет больше ни денег, ни друзей.
   — Не переживай и помни: с тобой все будет в порядке.
   В глазах молодого кутилы вспыхнула надежда:
   — Я снова стану богатым?
   — Нет. Ты просто привыкнешь к состоянию безденежья и одиночества.
   (современная притча)


  Секрет
   Аристотель наказал Александру Македонскому:
   — Свои секреты никогда не сообщай двоим. Ибо, если тайна будет разглашена, ты не сможешь потом установить, по чьей вине это произошло. Если ты накажешь обоих, то нанесешь обиду тому, кто умел хранить секрет. Если же простишь обоих — снова оскорбишь невиновного, ибо он не нуждается в твоем прощении.
   (греческая притча)


  Убедительное молчание
   Придворный мудрец произносил на городской площади речь о тщете всего земного. Он говорил, что на пороге смерти человек не возьмет в мир иной ни полушки, поэтому следует быть щедрым, и призывал к пожертвованиям на благо родины. Потом мудрец отправился на пир во дворец правителя. Там он увидел, что правитель отличил и наградил другого мудреца. Он был потрясен и неожиданно умер от удара.
   — Такой светоч премудрости угас!— сетовали люди. — Такой родник красноречия иссяк! А ведь еще вчера он так прекрасно говорил о тщете всего земного!
   — Да, — согласился Молла Насреддин, — вчера он был очень красноречив. Но сегодня его молчание выглядит еще убедительнее!
   (притча про Насреддина)


  Чужие идеи
   У философа была одна пара обуви. Однажды он попросил сапожника срочно ее починить.
   — Но мастерская уже закрывается, — ответил тот, — поэтому я не смогу починить обувь в вашем присутствии. Почему бы вам ни зайти за ней завтра?
   — Дело в том, что у меня есть только одна пара обуви, и я просто не могу без нее идти.
   — Не страшно! Я дам вам на один день поношенную обувь.
   — Что? Носить чьи-то туфли? Да за кого вы меня принимаете?
   — Почему вы возражаете против ношения чужой обуви? Вы ведь совсем не против носить в голове чужие мысли и идеи?
   (восточная притча)


  Существует ли Бог?
   Атеист спросил Мастера:
   — Существует ли Бог на самом деле?
   — Если ты хочешь откровенного ответа, то я не смогу тебе его дать.
   Позже ученики спросили у Мастера, почему он не ответил.
   — На этот вопрос нельзя дать ответ, — сказал Мастер.
   — Но вы же не атеист?!
   — Конечно, нет. Атеист совершает ошибку, отрицая то, что нельзя выразить словами. Теист — напротив, делает ошибку, утверждая то, что нельзя выразить словами.
   (христианская притча)