Притчи


  Завоевание мира
   Говорят, что в тот день, когда Александр стал повелителем мира, он закрылся в комнате и плакал.
   Его военачальники были обеспокоены. Что случилось? Они никогда не видели, чтобы он плакал. Не таким он был человеком. Они были с ним в разных ситуациях: когда жизнь подвергалась большой опасности, когда смерть была очень близка, но никто не замечал на его лице следов отчаянья и безнадежности. Он был примером мужества. Что же теперь случилось с ним, теперь, когда он победил, когда мир завоеван?
   Они постучали, вошли и спросили:
   — Что случилось, почему ты плачешь?
   Он ответил:
   — Теперь, когда я победил, я понял, что проиграл. Сейчас я нахожусь в том же месте, где и был, когда затеял это бессмысленное завоевание мира. Это стало ясно мне только теперь, потому что раньше я был в пути, у меня была цель. Сейчас мне некуда двигаться, некого завоевывать. Я чувствую внутри себя страшную пустоту. Я проиграл.
   Александр умер в возрасте тридцати трех лет. Когда его несли к месту погребения, его руки свободно болтались по сторонам носилок. Таково было его завещание: он хотел, чтобы все видели, что он уходит с пустыми руками.
   (историческая притча)


  Сначала помоги себе
   Человек пришел к Будде и сказал:
   — Я очень богат, у меня нет детей, моя жена умерла. Я хотел бы сделать какую-нибудь работу для заслуги. Что я могу сделать для бедных и униженных? Только скажите мне, что я должен делать?
   Услышав это, Будда стал очень печален, и слеза скатилась по его щеке.
   Человек был озадачен такой реакцией. Он спросил:
   — В твоих глазах слезы? Ты вдруг опечалился, почему?
   Будда ответил:
   — К сожалению, ты не сможешь никому помочь до тех пор, пока не поможешь себе. Твой основной *металл* еще не стал золотом, ты не можешь сделать ничего сострадательного, ибо твои энергии в самом низу. Ты хочешь помочь людям, но в тебе еще недостаточно осознанности. Ты не имеешь подлинного центра, откуда может струиться сострадание.
   (буддийская притча)


  Твой крест
   Одному человеку казалось, что он живет очень тяжело. И пошел он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него: *Можно я выберу себе иной крест?* Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завел его в хранилище, где были кресты, и говорит: *Выбирай*.
   Зашел человек в хранилище, посмотрел и удивился: *Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжелые, и легкие*. Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и легкий крест, и, наконец, нашел маленький-маленький, легенький-легенький крестик, подошел к Богу и говорит: *Боже, можно мне взять этот?*. *Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и есть*.
   (христианская притча)


  Совершенство — это полнота свойств
   Цзы Синцзы тренировал бойцового петуха для чжоуского царя. Встретив его, царь спросил:
   — Готов ли петух к бою?
   — Еще нет. Пока самонадеян, попусту кичится.
   Через 10 дней царь снова задал тот же вопрос.
   — Пока нет. Бросается на каждую тень, откликается на каждый звук.
   Через 10 дней царь снова задал тот же вопрос.
   — Пока нет. Взгляд еще полон ненависти, энергия бьет ключом, через край.
   Прошло еще десять дней. Цзы Синцзы сказал царю:
   — Почти готов. Не тревожится, даже если услышит другого петуха. Взгляни на него! Он будто вырезан из дерева. Полнота его свойств совершенна! На его вызов не посмеет откликнуться ни один петух, повернется и сбежит.
   (буддийская притча)


  Чайки
   Один приморский житель любил чаек. Каждое утро отправлялся в море и плыл за чайками. Чайки же слетались к нему сотнями.
   Его отец сказал:
   — Я слышал, что все чайки следуют за тобой. Поймай-ка мне нескольких на забаву.
   На другое утро, когда любитель чаек отправился в море, чайки кружились над ним, но не спускались.
   Поэтому и говорится: *Высшая речь — без речей, высшее деяние — недеяние*. То знание, которое доступно всем, — неглубоко.
   (даосская притча)


  Искать свое Я
   Маулунгапутра, искатель истины, пришел к Будде. Будда спросил его:
   — Что ты ищешь?
   Маулунгапутра сказал:
   — Я ищу себя. Помоги мне!
   Будда пообещал помочь ему, если он сделает то, что он ему скажет.
   Маулунгапутра заплакал и сказал:
   — Как я могу обещать? Меня нет — меня еще нет, как я могу обещать? Я не знаю, что буду делать завтра, у меня нет никакого *я*, которое могло бы пообещать, поэтому не проси невозможного. Я попытаюсь. Самое большее, я могу сказать — это *я попытаюсь*. Но я не могу сказать, что это сделаю, потому что кто это сделает? Я ищу то, что может обещать и держать обещания. Меня еще нет.
   Будда сказал:
   — Маулунгапутра, я задал тебе этот вопрос, чтобы это услышать. Если бы ты пообещал, я бы отказал тебе. Если бы ты сказал: *Я обещаю, что это сделаю*, тогда я узнал бы, что ты не настоящий искатель себя, потому что искатель должен знать, что его еще нет. Иначе, какой смысл искать? Если ты уже есть, нет никакой необходимости. Тебя нет! И если человек может это чувствовать, эго испаряется.
   (притча в изложении Ошо)


  Дервиш и ученый
   Один ученый, известный человек в Басре, пришел навестить скромную обитель старого дервиша. Дервиш приболел и лежал в постели. Ученый подсел к нему и завел благочестивую беседу. Он долго и красочно говорил о том, как ужасен мир, погрязший в пороке.
   Дервиш выслушал его молча. Когда же ученый окончил речь, дервиш молвил в ответ:
   — Ты любишь мир слишком сильно. Не будь ты столь неравнодушен к нему, ты не поминал бы его так часто. Так же поступает и покупатель на базаре — сначала он охаивает то, что очень хочет купить. Если бы ты покончил дела с миром, ты не говорил бы о нем ни хорошо, ни дурно. Ведь не зря же гласит пословица: человек часто вспоминает о том, что дорого его сердцу.
   (суфийская притча)