•
Пристально всматривайтесь в себя
Будда обратился к своим ученикам:
— В отношениях с мирскими людьми следует соблюдать величайшую осторожность. Как проходит по тернистому пути босой, осторожно ступая, так должен проходить по деревне мудрец. Как пчела не уничтожает ни краски, ни запаха цветка, но только снимает его нектар и улетает далее, точно так же должен проходить по деревне мудрый. Ученик должен размышлять сам про себя так: когда я шел через деревню и собирал милостыню, возникли ли в моих помыслах от воспринятых глазами образов удовольствие, вожделение или ненависть, смущение или гнев?
Пристально всматривайтесь в себя, как молодая женщина рассматривает свое лицо в чистом зеркале. Заметив на нем нечистоту или пятно, она старается устранить их, а если не видит никакой нечистоты и никакого пятна, то и радуется: *Вот прекрасно! Как я чиста*. Точно так же и ученик, убедившись, что он еще не свободен от всех дурных побуждений, должен заботиться о том, чтобы стать свободным от них. Если же он увидит, что свободен от всех дурных и вредных побуждений, то должен быть доволен и весел. Блажен человек, приучивший свои помыслы к добру!
(буддийская притча)
•
Бабочки и огонь
Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:
— Огонь светит.
Другая подлела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:
— Он жжется!
Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.
Получивший знание лишается возможности говорить о нем, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.
(персидская притча)
•
Пробудитесь!
Когда Будда стал просветленным, он воскликнул:
— Это невероятно! Значит, я с самого начала был просветленным, а все эти цепи и оковы были лишь сном!
Впоследствии, когда люди спрашивали его: *Что нам делать, чтобы избавиться от пороков?*, Будда неизменно отвечал: *Будьте сознающими, внесите в свою жизнь осознанность*.
Слушая его, Ананда, один из его учеников, спросил:
— Люди приходят к тебе с разными проблемами, а у тебя на все *недуги* один рецепт. Например, один человек спрашивает: *Как избавиться от гнева?*, ты ему отвечаешь: *Будь осознанным!* Другой спрашивает: *Как избавиться от жадности?*, ты ему отвечаешь: *Будь осознанным!* Третий спрашивает: *Как избавиться от обжорства?*, ему ты тоже советуешь: *Проявляй осознанность*. Как это понять?
Будда ответил:
— Их недуги отличаются друг от друга, как отличаются сны, которые снятся разным людям. Но если они все придут ко мне и спросят, я скажу им: *Начните осознавать! Пробудитесь!*
(буддийская притча)
•
Упрямый малыш
Мать пришла в большой магазин и отвела сына в отдел игрушек. Увидев гигантскую лошадку-качалку, он взобрался на нее и катался целый час.
— Ну, слезай, сынок, — взмолилась мать, — я должна идти домой, чтобы приготовить ужин твоему отцу.
Но малыш отказался сдвинуться с места, и все ее усилия были напрасны. Продавец отдела игрушек тоже попытался уговорить малыша, но не добился никакого успеха. В конце концов, в отчаянии, они позвали психолога магазина.
Он потихоньку подошел к мальчику и прошептал ему на ухо несколько слов, и тотчас же тот спрыгнул с лошадки и подбежал к матери.
— Как вам это удалось? — спросила пораженная мать. — Что вы ему сказали?
После некоторого колебания психолог ответил:
— Вот все, что я ему сказал: *Если ты сейчас же не спрыгнешь с этой лошадки-качалки, сынок, я вышибу из тебя мозги!*
(притча в изложении Ошо)
•
Продавец обезьян
На корабле плыл продавец обезьян. На досуге он научил их подражать морякам, как те распускали паруса.
Но поднялась буря, моряки бросились убирать снасти. Обезьяны же, зная лишь, как распускать, шли следом и натягивали снасти. Корабль погиб, ибо учитель обезьян предвидел лишь ясную погоду.
(буддийская притча)
•
Выясните, что вы защищаете
Однажды Гурджиев, сидя в окружении учеников, сказал:
— Пока вы не узнаете своей основной черты и не осознаете ее, вы не сумеете осознать свою истинную природу.
Один из учеников попросил:
— Приведите, пожалуйста, конкретный пример.
— Хорошо. Посмотрите на человека, сидящего передо мной. Основная его черта выражается в том, что его никогда нет *дома*.
Все посмотрели на рассеянное выражение лица ученика. А он вдруг встрепенулся и спросил:
— Простите, вы что-то сказали?
Гурджиев сказал:
— Он постоянно отсутствует, и при этом хочет расти. Это невозможно; чтобы расти, надо быть *дома*.
Тут Гурджиев развернулся к другому ученику:
— Посмотрите внимательно на этого человека. Его основная черта в том, что он постоянно спорит.
Ученик вспыхнул и выпалил:
— Неправда! Я никогда не спорю!
Гурджиев сказал:
— Выясните, что вы защищаете. Это может стать ключом к познанию себя.
(притча про Гурджиева)
•
Проповедь
Однажды Будда находился в Козамби в лесу. И, взяв немного листьев дерева синсана, он спросил своих учеников:
— Как полагаете вы, где больше листьев — в моей руке или в лесу?
Ученики ответили:
— Конечно, Учитель, листьев в лесу несравнимо больше, чем в твоей руке.
— Точно так же, ученики, несравнимо больше то, что я познал и чего вам не возвестил. А почему я вам не возвестил? А потому, что это не принесло бы вам никакой пользы.
Оно не способствовало бы святости жизни, уничтожению всякой похоти и упразднению всего тленного, не привело бы к миру, к познанию и просветлению! Что же, ученики, я возвестил вам? Я возвестил вам страдание, происхождение страдания, прекращение страдания и путь прекращения страдания.
(буддийская притча)