Притчи


  Монах и охотник
   Однажды монах прогуливался по лесу. Неподалеку он заметил охотника, который целился в оленя. Монах подбежал к нему и стал умолять не убивать оленя.
   — Почему? — удивился охотник.
   — Если ты убьешь его, то в следующей жизни можешь родиться оленем. Таков закон кармы.
   Охотник задумался и не стал убивать оленя, опустив свое ружье. Он посмотрел на монаха: тот был хорошо и аккуратно одет, имел прекрасные манеры и добрые черты лица, он ощущал, что от монаха исходит аромат блаженства и безмятежности.
   В этот же миг охотник направил ружье на монаха. Монах спросил его:
   — Боже мой, что ты делаешь?!
   — Ты сам сказал, таков закон кармы: если я убью тебя, то в следующей жизни буду монахом. Ты мне понравился.
   (буддийская притча)


  Я живу обычной жизнью
   Кто-то спросил Бокудзю:
   - Что Вы делаете? Какова Ваша религиозная дисциплина?
   Он ответил:
   - Я живу обычной жизнью - это моя дисциплина. Когда я чувствую голод, я ем. Когда я чувствую, что хочу спать, я сплю.
   Спрашивающий был озадачен. Он сказал:
   - Но я не вижу в этом ничего особенного.
   Бокудзю сказал:
   - В этом вся суть. Нет ничего особенного. Все, жаждущие чего-то особенного, являются эгоистами.
   Спрашивающий все еще был озадачен. Он сказал:
   - Но это делают все: когда голодны - едят; когда хотят спать - спят.
   Бокудзю рассмеялся и сказал:
   - Нет. Когда вы едите, то вы делаете тысячу и одну вещь: вы думаете, мечтаете, воображаете, вспоминаете. Вы не только едите. Когда я ем, то я просто ем: тогда существует только еда и ничего больше. Когда вы спите: вы видите сны, боретесь, имеете кошмары. Когда я сплю, то я просто сплю, не существует больше ничего. Когда есть сон, то есть только сон. Нет даже Бокудзю. Когда я гуляю, то существует только прогулка, не существует никакого Бокудзю: просто прогулка.
   (дзэнская притча)


  Не теряющий надежду
   В некоем городе один советник при султане лишился своего места: султан перестал ему доверять и отстранил от должности, назначив советником другого человека. Когда новый чиновник пришел в дом, отведенный советнику, то застал там прежнего придворного - тот сидел, как и ранее, на привычном месте, не вывез свои вещи и не освободил дом.
   Новый советник в изумлении спросил:
   - Почему ты еще здесь и не собираешься уезжать? Ведь ты потерял место.
   - Да, это правда, - вздохнул прежний советник, - я потерял место… но не надежду!
   (суфийская притча)


  Сочувствие Бокудзю
   Бокудзю шел с учеником в храм после утренней прогулки. Сзади подошел какой-то человек, сильно ударил его палкой по спине и убежал. Бокудзю даже не обернулся; он продолжал свою прогулку. Ученик был потрясен. Он сказал:
   - Почему вы не реагируете? Что с вами? Этот человек ударил вас так сильно, а вы даже не оглянулись!
   Бокудзю сказал:
   - Это его проблема. Он, должно быть, сумасшедший, бедняга. Я очень сочувствую ему. Я не могу посмотреть назад, потому что он уже сумасшедший; мой взгляд сделает его еще более сумасшедшим. Придя домой, он может почувствовать вину, подумать, что я осуждаю его. Нет, это не гуманно. Он и так в беде. Нет необходимости создавать ему новые проблемы.
   (дзэнская притча)


  Совершенная концентрация
   В Бхагавадгите есть такая история.
   Великий мастер стрельбы из лука по имени Дрона обучал своих учеников. Он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.
   Один сказал:
   - Я вижу дерево и мишень на нем.
   Другой сказал:
   - Я вижу дерево, восходящее солнце, птиц на небе…
   Все остальные отвечали примерно также.
   Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
   - Что ты видишь?
   Тот ответил:
   - Я не могу видеть ничего, кроме мишени.
   И Дрона сказал:
   - Только такой человек может стать попадающим в цель.
   (ведическая притча)


  Девушка и бродяга
   Любишь ли ты себя? Ты даже не задавался этим вопросом. Люди ненавидят себя, люди осуждают себя, и продолжают осуждать; они продолжают считать себя прогнившими. Как может другой любить тебя, такого прогнившего человека? Нет, никто на самом деле не может тебя любить. Другой, наверное, тебя дурачит, обманывает; наверное, есть какая-то другая причина. Наверное, она хочет чего-то другого; наверное, он хочет чего-то другого.
   Я слышал:
   Грязный, вонючий, потасканного вида бродяга сел на скамейку в парке рядом с милой молодой девушкой. Девушка взглянула на него и в отвращении отвернулась. Довольно скоро она услышала шум и повернула голову, чтобы посмотреть, что происходит. К своему ужасу она увидела, что он вынул из бумажного пакета бутерброд и откусил большой кусок. Мясо в нем протухло, салат почернел, хлеб заплесневел.
   Почувствовав на себе ее взгляд, бродяга повернулся к ней и сказал:
   - Извините, мисс, не желаете ли кусочек моего бутерброда? Я думаю, о том, чтобы заняться любовью, не может быть и речи.
   Именно это происходит. Ты знаешь о себе - о любви, кажется, не может быть речи. Ты знаешь свою гниль, недостойность - о любви, кажется, не может быть и речи. И когда какая-то женщина приходит и говорит, что боготворить тебя, ты не можешь ей доверять. Когда ты приходишь к женщине и говоришь, что боготворишь ее, а она ненавидит себя, как она может тебе верить? Именно ненависть к себе создает эту тревогу.
   (притча в изложении Ошо)


  Несчастнейший на свете
   Жил в деревне один старик. Он был одним из несчастнейших на свете. Вся деревня устала от него: он всегда был мрачен, всегда жаловался, всегда в плохом настроении, всегда кислый. И чем дольше он жил, тем более желчным становился, тем ядовитее были его слова. Люди избегали его: несчастье становилось заразительным. Не быть несчастным рядом с ним было как-то оскорбительно. Он создавал ощущение несчастья и в других.
   Но однажды, когда ему исполнилось восемьдесят лет, случилось невероятное. Мгновенно всех облетел слух: *Старик сегодня счастлив, не жалуется, улыбается, у него даже лицо переменилось*. Собралась вся деревня. Старика спросили:
   — Что случилось с тобой? В чем дело?
   — Ничего, — ответил старик. — Восемьдесят лет я старался стать счастливым, и ничего не вышло. Так что я решил обойтись без счастья. Вот почему я счастлив.
   (Буддийская притча)