•
Человечность
(Конфуцианская притча)
Фань Чи спросил о том, что составляет человечность. Учитель ответил:
— Держать себя с почтительностью дома, благоговейно относиться к делу и честно поступать с другими. От этого нельзя отказываться, даже когда едешь к варварам.
•
Никудышная корова
(Бирманская притча)
Жил в одной деревне хитрец, промышлявший торговлей.
Пригласили его как-то односельчане быть посредником в продаже коровы. Корова была совсем старая и никудышная. Но хитрец согласился. Во время торгов он без конца подмигивал то продавцу, то покупателю.
Через несколько дней повстречался хитрец с бывшим хозяином коровы. Тот принялся его благодарить:
— Большое спасибо тебе. Благодаря твоей помощи я получил более того, на что рассчитывал.
— Хорошо, что ты меня сразу понял, — ответил хитрец, — я хотел тебе подсказать, что надо просить за корову больше, но вокруг было много народу, поэтому мне ничего не оставалось, как только подмигивать.
А через несколько дней хитрец повстречался с нынешним хозяином коровы.
— Я прогорел! — принялся сетовать тот. — Корова совсем ни на что не годится.
Хитрец сокрушённо покачал головой:
— Как жаль, что ты меня не понял. Я же всё время тебе подмигивал — не покупай, мол, эту тощую корову. Сказать-то я тебе ничего не мог — слишком много было вокруг народу.
•
Восемьдесят тысяч недостатков
(Суфийская притча)
Одного мудреца спросили:
— Сколько недостатков ты находишь в человеке?
И последовал ответ:
— Их больше, чем можно сосчитать. Я же сосчитал восемьдесят тысяч. И я нашёл способ, если его применить, скроются все остальные недостатки. И это — оберегание языка.
•
Расстояние до солнца
(Эзотерическая притча)
— Все люди приблизительно одинаковы — и добрые, и плохие, — сказал Мастер, который терпеть не мог, когда клеят ярлыки.
— Но разве можно ставить на одну доску святого и грешника? — недоумённо спросил ученик.
— Все мы находимся на одинаковом расстоянии от солнца. Думаешь, расстояние сократится, если ты влезешь на крышу небоскрёба?
•
Кришна и вор
(Индийская притча)
Жил однажды вор, который случайно услышал, как пандит описывает чарующий облик юного Кришны. Он на минуту замедлил шаг, но заслушался и не мог заставить себя уйти. Он узнал про украшения, которые носил Кришна, и загорелся желанием похитить эти сокровища. Он спросил пандита, где именно Кришна пасёт коров один, а где — со старшим братом или товарищами. Пандит коротко ему ответил:
— В Вриндаване, на берегу Ямуны.
Рассчитывая найти там Кришну одного и отобрать у него драгоценности, вор поспешил в Вриндаван. На следующее утро он увидел мальчика, пасущего стадо коров, но как мог он лишить украшений эту чарующую красоту? Он боялся, что её блеск может уменьшиться, если отнять хотя бы одно из них, и его сердце не позволило ему сделать это. Впав в экстаз, он несколько часов, не отрываясь, смотрел на мальчика, пока сам Кришна не спросил, чего он хочет. Но вору было очень совестно признаться в своём намерении. Однако Кришна и так всё знал. Он отдал ему все драгоценности, какие на нём были. Вора охватили стыд и радость, и он упал к ногам мальчика, а когда поднялся, Кришны уже не было. Вор вернулся в свою деревню и спросил у пандита:
— Скажи, это те самые драгоценности, которые ты описывал с таким восторгом? Я ходил в Вриндаван, и он дал их мне.
Не нужно говорить, что пандит простёрся у ног вора. Вера может совершить чудо. Она может заставить Бога проявить себя и дать вам то, о чём вы мечтали.
•
Художник-лекарь
(Афганская притча)
Один художник начал заниматься врачеванием. Встретил его как-то земляк и удивлённо спросил:
— Почему ты стал врачом?
Тот ему ответил:
— Если я в живописи сделаю ошибку, то её никак не скроешь. А в медицине все мои ошибки прикрывает земля.
•
Небесное яблоко
(Суфийская притча)
Ибн-Насир заболел, и хотя до лета было далеко ему очень захотелось съесть яблоко.
И вдруг Халладж сотворил яблоко.
Кто-то спросил:
— В этом яблоке есть червоточина. Как это может быть, что плод небесного происхождения поражён червяками?
Халладж пояснил:
— Он повреждён именно в силу своего небесного происхождения.
Изначально он не был таким, но когда он очутился в сфере несовершенства, его, естественно, поразила болезнь, характерная для нашего мира.