•
Два меча
(Дзэнская притча)
Мастер Мурамаса делал самурайские мечи как разящее оружие. Мастер Масамунэ — как оружие, которым защищают свою жизнь. Чтобы сравнить, их клинки вонзили в дно ручья. По течению плыли опавшие листья.
Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса, оказывались рассечёнными на две части. Меч Масамунэ листья оплывали, не касаясь его.
•
Сабля и язык
(Армянская притча)
Сабля неслась по воздуху, чтобы отрубить голову несчастному.
Увидев это, язык сказал:
— Опоздала ты… Я уже сделал это, да лучше тебя.
•
Если
(Греческая притча)
Царь Филипп, отец Александра Македонского, завоевал Грецию. Страна была раздроблена, и он завоёвывал область за областью, пока не завоёванной осталась только Лаконика. Однако силы Филиппа были на исходе, а спартанцы славились как лучшие воины.
Филипп решил попробовать овладеть Лаконикой без боя. Он отправил им пергамент с текстом: «Если вы мне покоритесь я сделаю вас правителями всех завоёванных земель, если нет — уничтожу ваш прекрасный город».
Вскоре пришёл ответ. На пергаменте было написано: «Если».
•
Разговор с учителем
(Даосская притча)
Однажды ученик спросил Учителя, почему у наставников учения о Вкусе Плода с Дерева Жизни (учения Шоу-Дао) так мало последователей.
— С чем это связано, Учитель, ведь мудрость Дороги Спокойствия (учения Шоу-Дао) дарует человеку счастье, долгую жизнь и уверенность в себе, от этого каждому человеку была бы польза? — удивлялся он.
— Люди не следуют Пути (учению Шоу-Дао), — отвечал Учитель, — потому что боятся сложного и всё упрощают; боятся цельного и всё разделяют; боятся мудрости и остаются при своём; боятся истории и создают свою; всего берут по кусочку; стремятся изменить, а не дополнить; охотнее избирают ложную дорогу, которая кажется кому сложнее, а кому легче; одно и то же понимают по-разному; хотят, не хотят или завидуют.
— Мне показалось, что я понял сказанное тобой, но что такое «хотят, не хотят»? — спросил ученик.
— Сильно желать, — отвечал Учитель, — так же вредно, как внутренне не желать, внешне вовлекаясь в поток. В обоих случаях мешают порывы души. Только Спокойный познает равномерно и надёжно, не забывая о гранях жизни.
— Я много слышал о гранях жизни, — сказал ученик, — но до сих пор не знаю, что это такое.
— Грани жизни, — улыбнулся Учитель, — это земля, дарующая пищу и кров,— символ материального благополучия; духовное благополучие — огонь, согревающий душу и тело; дерево — радости жизни; вода, открывающая путь к управлению временем и собой, и знак единения — воздух, объединяющий в себе всё со всем…
Так в разговоре с Учителем постигал ученик мудрость Шоу-Дао.
•
Лучше поздно, чем никогда!
(Притча про Насреддина)
Молла Насреддин работал на своём огороде, с самого утра занимаясь высаживанием рассады. Вечером, когда небо стало меркнуть, он вдруг застыл на миг, потом бросился обратно в огород и стал выдёргивать всё, посаженное за день, и прятать в большой мешок. Соседи, проходившие мимо, спросили:
— Молла, что ты делаешь? Что случилось?
— Да ничего! Я просто понял одну вещь — поздновато, правда, но лучше поздно, чем никогда. Всё принадлежащее мне следует держать под надёжным присмотром, лучше всего — дома!
•
На что жалуешься?
(Христианская притча)
Одного грешника отлучили от церкви и запретили ему к ней даже приближаться.
Он с горечью обратился к Богу:
— Господи, меня не пускают в церковь, потому что я грешник.
— На что же ты жалуешься? — спросил его Бог.
— На то, что меня не пускают!
•
Бойкая невестка
(Армянская притча)
Свекровь собралась к своей сестре в гости на длительное время. Перед отъездом она позвала к себе невестку и сказала:
— Вот тебе материя, до моего возвращения сшей для меня рубаху.
Через два месяца свекровь вернулась домой. Она позвала невестку и спросила:
— Невестка, ты сшила мне рубаху? Принеси, оденусь.
— Я уже заканчиваю, — ответила невестка, — остались только подол, рукава, шея и бока.