Притчи


  Волшебный колодец
   (Христианская притча)
   В давние времена был в поле волшебный колодец. Подходил к нему человек, опускал ведро, вытаскивал, а в ведре оказывалось то, что было у него на сердце. Сначала люди черпали из него любовь, добро, нежность. У кого что было — то и прибавлялось. Но потом что-то случилось в мире: люди стали всё чаще зачерпывать из колодца зло, зависть, ненависть.
   И решили они, что колодец испортился. И засыпали его. Ведь колодец засыпать легче чем сердце своё очистить.


  Паучьи сети
   (Даосская притча)
   Как-то ученики отшельника попросили его открыть им что-нибудь из Высшей Мудрости. Тот согласился и отправил их наловить пауков. Пойманных пауков отшельник поселил в своей пещере, и некоторое время обрывал все паучьи сети, сплетённые вертикально. Через несколько дней в отдалённом углу пещеры он обнаружил паутину, расположенную горизонтально…
   Подозвал отшельник своих учеников и, указав на паутину, сказал следующее:
   — Запомните, под ударами судьбы выживает тот, кто находит в себе силы не следовать обычаю, но искать новые пути, слушает советы своего разума вопреки мнению большинства и относится к традициям как к средству, а не цели.


  Запасливый медведь
   (Абхазская притча)
   Шёл медведь весной по лесу и увидел кизиловое дерево в цвету. Сел он под ним и говорит:
   — Вот я вдоволь наемся кизила, когда он созреет!
   А чтобы кто-нибудь не похитил плоды, медведь устроился под деревом и стал его сторожить.
   Однажды около этого дерева проходил другой медведь, еле передвигая­ лапы после сытной еды. Тут добровольный сторож заревел и стал отгонять сородича от кизила.
   — Чего ты гонишь меня от дерева, а сам валяешься под ним? — спросил пришедший.
   — Видишь ли, — ответил запасливый медведь, — вот уже кизил кое-где начинает краснеть. Почуяв, что плоды созревают, ты явился сюда и хочешь отнять их у меня и съесть. Но знай, что только через мой труп ты подберёшься к дереву. Проходи лучше сторонкой.
   — Дурень ты! — сказал ему сытый медведь. — Не первый раз я тебя здесь вижу, но раньше никак не мог понять, почему ты неотлучно торчишь под деревом. Теперь ясно, что из жадности ты лишился вкусной пищи. Пока ты здесь сидел, уже созрели смородина, фундук, вишня и другие ягоды. На что мне твой недозревший кизил! Я и так наелся до отвала и бреду к берлоге, чтобы хорошенько выспаться. А ты, небось, не только моришь себя голодом, но и глаз не смыкаешь, охраняя дерево. Скоро от тебя останутся только кожа и кости, ты сдохнешь, и ветер посыплет тебя спелым кизилом…
   Сытый медведь рявкнул и пошёл дальше, грузно переваливаясь. А запасливый медведь остался под кизиловым деревом, завидуя сытому и не зная, что ему ответить.


  Вездесущий вечный Дух
   (Индийская притча)
   Пребывая в Индии, Александр Македонский увидел однажды дряхлого старца, сидевшего на камне. Александр заговорил с ним, и речи старца очень понравились ему. Он позвал его с собой.
   — Нет, мне и здесь хорошо, — ответил тот.
   — Я властелин мира, — сказал Александр, — и дам тебе всё, что ты только пожелаешь: богатство, почести, всё…
   — Но мне ничего этого не нужно, — отвечал старец.
   Раздражённый несогласием с ним, Александр пригрозил ему смертью.
   Старик рассмеялся:
   — Это величайшая из всех глупостей, которые ты когда-либо говорил, царь! Ты не можешь ни убить меня мечом, ни сжечь в огне, ни утопить, ибо я никогда не рождался, никогда не умру, я — всемогущий, вездесущий, вечный Дух.


  Дающий нищему
   (Христианская притча)
   В Константинополе жил один нищелюбивый человек. По улицам за ним всегда шли бедняки, и он никому не отказывал.
   Однажды его спросили, почему он так милостив. И он рассказал следующее:
   — Мне было 10 лет. Я в церкви услышал проповедь священника, в которой он говорил, что дающий нищему — даёт в руки самого Христа. Я не поверил, шёл домой и размышлял. И вдруг увидел на пути нищего в рубище, а над ним лик Спасителя. Подаёт нищему какой-то добрый человек хлеб, но в эту минуту, как он протягивал руку, образ Спасителя простирал к дающему свои руки и принимая хлеб, благославлял милостивого человека. Увидев это, я уверовал, что дающий нищему — даёт самому Христу. И до сего дня вижу лик Христа над головами нищих и с любовью спешу подать им по силе возможности.


  Зло и добро
   (Суфийская притча)
   Мухаммед однажды сказал Вабишаху:
   — Не правда ли, ты пришёл за тем, чтобы спросить меня, что есть добро и что есть зло?
   — Да, — отвечал тот. — Я пришёл именно за тем.
   Тогда Мухаммед обмакнул в миро свои пальцы, коснулся ими его руки, сделав знак в направлении сердца, и сказал:
   — Добро — это то, что придаёт твоему сердцу твёрдость и спокойствие, а зло — это то, что повергает тебя в сомнение, даже в такое время, когда другие люди оправдывают тебя.


  Учитель и собака
   (Суфийская притча)
   Учитель-суфий шёл по дороге со своим учеником, как вдруг на них напала свирепая собака.
   Ученик пришёл в ярость и закричал:
   — Как смеешь ты так вести себя по отношению к моему Учителю?
   — Она более последовательна, чем ты, — заметил мудрец, — ибо она лает на каждого, в соответствии со своими привычками и наклонностями, в то время как ты поклоняешься мне как своему Учителю, но совершенно не замечаешь достоинств многих просвещённых, которые нам встречались сегодня по пути, и не обращаешь на них никакого внимания.