•
Свет и любовь
(Суфийская притча)
— Почему истинно любящего можно уподобить свече? — спросили одного мастера.
— Истинно любящий находит свет лишь, когда, подобно свече, он становится собственным топливом, расходуя себя самого.
•
Замена Реальности
(Притча неизвестного происхождения)
Мастер предупреждал, что всегда существует опасность замены Реальности какой-нибудь концепцией или определением.
Один учёный спросил Мастера:
— Говоря о бытии, сэр, вы имеете в виду вечное, трансцендентальное бытие или преходящее, случайное?
В задумчивости Мастер закрыл глаза. Затем он открыл их и обезоружил своим ответом:
— Да!
Позже он пояснил:
— Как только вы даёте Реальности определение, она перестаёт быть Реальностью.
— Даже когда вы называете её «Реальность»? — спросил дотошный ученик.
— Даже тогда. Даже когда ты называешь её «она».
•
Последняя ступень
(Индийская притча)
В Таиланде есть очень древний храм. В самом начале творения Бог разгневался на одного ангела. Ангел был обвинён в неповиновении, и это было так серьёзно, что Бог сбросил его на землю, и полетел тот жить невидимым змеем в этом храме.
В храме была башня в сто ступеней, и каждый паломник, призванный войти в храм, должен был пройти эту башню. Это было частью паломничества. И
Бог сказал ангелу:
— Ты должен будешь жить на первой ступени башни и подниматься всякий раз вместе с паломниками, которые будут приходить сюда.
В Таиланде сознание делится на сто ступеней, а змей мог подняться только до того уровня, на котором существовало сознание паломника.
Если паломник достигал двадцатой ступени, то и змей мог следовать только до двадцатой. И Бог сказал ему:
— Если ты трижды достигнешь последней ступени, то будешь освобождён от греха.
Но только один раз змей смог подняться до последней ступени.
Не меньше десяти тысяч паломников приходят ежедневно в древний храм.
Прошли, минули тысячелетия — паломники и паломники. И змей следовал за каждым из них. Лишь только иногда, очень редко, он достигал двадцать пятой ступени, ещё реже — пятидесятой и лишь однажды — сотой. Он упал опять на первую ступень. Теперь даже змей стал очень и очень умным, по всей видимости, нет никакой надежды — ведь он должен трижды достичь последней ступени, ибо лишь тогда будет снят с него грех.
•
Медведь и яблоки
(Езидская притча)
Как-то увидел медведь яблоньку, украшенную спелыми красивыми яблоками, и захотелось ему их отведать. Но, как он ни пытался залезть на дерево, у него так и не получилось добраться до верхушки, где висели самые красные и сладкие яблоки.
Так и посматривал он на дерево, пока мимо не прошёл дровосек.
— Что, косолапый, никак до яблок не доберёшься? — спросил он.
— Да нужны они мне, мужик! Они же кислые.
Но долго ещё потом медведя манили яблоки.
•
Лис и верблюды
(Суфийская притча)
Лис убегал в ужасе. Кто-то спросил, что его встревожило. Лис ответил:
— Верблюдов вербуют для принудительного труда.
— Глупец, — сказали ему, — судьба верблюдов не имеет никакого отношения к тебе, ты даже отдалённо не похож на них.
— Не скажи! — ответил лис. — Ибо если какой-нибудь интриган заявит, что я верблюд, кто станет хлопотать о моём освобождении?
•
Беседа со стрелком
(Эзотерическая притча)
Однажды некий ученик заметил, что Учитель беседует с прохожим стрелком. Ученик после спросил в удивлении:
— Какое значение могла иметь такая беседа?
Учитель сказал:
— Спрашивал его, как он делает прочный лук и как он попадает в цель.
Всегда уместно рассуждать о крепости, о меткости, об умении.
•
Поэт и врач
(Суфийская притча)
Поэт обратился за помощью к врачу.
Он сказал ему:
— У меня целый ряд ужасных симптомов. Я несчастен и не нахожу себе места, у меня ломит руки и ноги, и даже волосы.
Врач спросил:
— Может быть, вы ещё не обнародовали своё последнее сочинение?
— Да, это так, — сказал поэт.
— Отлично, — сказал врач. — Будьте так любезны прочитать его.
Поэт стал читать и по требованию врача повторял свои строки снова и снова.
Затем врач сказал:
— Встаньте, вы излечены. То, что было внутри вас, поражало ваши внешние органы. Теперь, когда оно высвобождено, вы снова здоровы.