•
Духовность для бизнесмена
(Притча неизвестного происхождения)
Как духовность может помочь мирскому человеку вроде меня? — спросил у Мастера бизнесмен.
— Она поможет тебе стать ещё богаче, — ответил Мастер.
— Но каким образом?
— Научив меньше желать.
•
Собака — первый учитель
(Суфийская притча)
Одного суфия спросили о том, кто был его первым учителем. Он ответил:
— Собака. Однажды я наблюдал, как собака, испытывавшая сильную жажду, хотела напиться из озера. Она осторожно подкрадывалась к воде, наклоняла голову и в ужасе отскакивала. Но жажда была сильна — и всё повторялось сначала: каждый раз она заглядывала в воду и отскакивала.
Я понял: она пугалась собственного отражения в воде. Наконец собака нашла выход. Она отошла подальше, разбежалась и прыгнула в воду, и там, подальше от края, начала жадно лакать.
Так и мы, испытывая жажду духовной жизни, можем испугаться собственных страхов, самих себя, если подходим осторожно, не погружаясь. Собака научила меня, как нужно поступать со своими страхами.
•
Человек создан, чтобы учиться
(Суфийская притча от Газали)
— Для чего создан человек? — спросили ученики аль-Газали.
— Верблюд выносливее человека; слон крупнее; лев превосходит его в храбрости; корова может съесть больше, чем он; птицы приносят более многочисленное потомство. Человек был создан для того, чтобы учиться.
•
И едят несовершенно, и спят неспокойно
(Дзэнская притча)
Как-то чаньский наставник Ю-юань пришёл к чаньскому мастеру Хуэйхаю за наставлениями о сути Чань и спросил:
— Есть ли в пестовании Пути какие-то тайные наставления?
— Есть! — ответил Хуэйхай.
— А каковы эти тайные наставления?
— Проголодался — поешь, устал — поспи!
— А разве обычные люди не так поступают в своей жизни? Чем же тогда они отличаются от чаньских наставников? — не понял Ю-юань.
— Обычные люди, когда едят, всё время думают о чём-то другом. Когда они спят, мысли их в хаосе, и они всё время о чём-то беспокоятся, — ответил Хуэйхай.
•
Духовность для бизнесмена
(Притча неизвестного происхождения)
Как духовность может помочь мирскому человеку вроде меня? — спросил у Мастера бизнесмен.
— Она поможет тебе стать ещё богаче, — ответил Мастер.
— Но каким образом?
— Научив меньше желать.
•
Нет лекарства против меча
(Даосская притча)
Один вельможа дорожил своим здоровьем и оказывал покровительство всем лекарям, знахарям и врачевателям, жившим в его владениях.
— Какой недуг не под силу вылечить моим лекарям? — гордо спрашивал вельможа у своей свиты. — Какую болезнь не осилят мои знахари?
Советники и доверенные лица лишь угодливо кланялись да поддакивали своему властелину, утверждая, что лекари всесильны.
Однажды из окна своего дворца вельможа увидел одинокого странника, идущего по дороге, и велел слугам привести его к себе.
— Слушай моё слово, путник, — начал свою речь вельможа. — Если ты сможешь назвать недуг, против которого бессильны снадобья моих знахарей, то я щедро тебя награжу, но если ты не знаешь такого недуга, я навеки заберу тебя в услужение.
— Я бы мог назвать десятки и сотни недомоганий, против которых бессильны твои лекари, — не задумываясь ответил странник, — но я не буду утомлять твой слух перечислением, так как точно знаю, что у твоих врачевателей не найдётся лекарства от меча, перерубающего пополам.
Услышав такой ответ, вельможа очень испугался, но не подал виду, а приказал щедро наградить странника и отпустить восвояси…
•
Моё сердце может принять любой внешний вид
(Суфийская притча)
— Что вмещает твоё сердце, — спросили однажды ученики аль-Араби.
— Моё сердце может принять любой внешний вид. Сердце меняется в соответствии с изменением сознания во мне. Оно может предстать в виде луга с газелями, монастыря, храма с идолом, Каабы, цели паломников, скрижалей Торы, дара листов Корана. Моя обязанность — вернуть долг Любви. Я свободно и с готовностью принимаю всякую ношу, возлагаемую на мои плечи. Любовь подобна любви влюблённых, с той разницей, что вместо любви к необычному, моя любовь — к Сущности. Такова моя религия, таков долг, такова вера. Назначение человеческой любви — явить любовь превышнюю, истинную. Именно эта любовь является сознательной. При той, другой, человек теряет осознание себя.