•
Любовь
(Притча неизвестного происхождения)
— Что нужно сделать, чтобы наша любовь прошла испытание временем? — спросили молодожёны у Мастера.
— Любите не только друг друга, но и мир вокруг вас, — ответил Мастер.
•
Зрение Бога
(Современная притча)
Когда странник стоял в Сиднейском порту, рассматривая мост, соединяющий две части города, к нему подошёл австралиец и попросил его прочесть объявление в газете:
— Шрифт очень мелкий, — объяснил он. — Ничего не могу разобрать, а очки дома оставил.
Но и странник не захватил с собой очки для чтения и с сожалением отказал австралийцу.
— В таком случае лучше вообще забыть про это объявление, — сказал тот, помолчав. И, желая продолжить разговор, добавил: — Не только у нас с вами, но и у самого Господа Бога ослабело зрение. И не потому что он состарился, а потому что сам выбрал для себя это. И вот, когда кто-то из близких ему совершает дурной поступок, он, не в силах разглядеть всё в подробностях, прощает его, потому что боится проявить несправедливость.
— Ну а добрые дела? — осведомился странник.
— В этом случае Бог никогда не забывает очки дома, — засмеялся австралиец, собираясь уходить.
•
Печаль судьи
(Суфийская притча)
Один почтенный и уважаемый человек был назначен судьёй. Это назначение его так опечалило, что он не смог сдержать своего разочарования и возроптал на свою судьбу.
Тогда его писец и заместитель спросили у него:
— Почему вы так расстроены в то время, как вам нужно было бы принимать поздравления в связи с этим назначением?
Судья же им на это ответил:
— Я недостаточно умён, чтобы разобраться, кто прав — истец или ответчик. Ведь каждый из них намного лучше меня знает суть своего дела, а как её узнаю я? Сумею ли я распутать весь клубок их обстоятельств?
Но писец не согласился с судьёй и сказал:
— Даже мудрец, выступая истцом, всегда корыстен в своих действиях. И хоть ответчик и истец яснее понимают суть своей тяжбы, но зло, именуемое «корысть», ослепляет их и застилает им взор. И только судья, имеющий чистые помыслы, как бы он ни был прост, лучше всех может их рассудить по справедливости. Так что, пока корысть не застит ваши глаза, вы будете самым справедливым судьёй!
•
На что похож Дух Божий
(Притча от Пауло Коэльо)
Наставника одной из религиозных общин когда-то спросил один из присутствующих:
— Учитель, на кого или на что похож Дух Божий, о котором здесь часто говорят?
Тот, немного подумав, ответил:
— Дух Божий, который присутствует в нас, можно уподобить киноэкрану. По нему проходят, чередуясь, разнообразные ситуации — люди любят друг друга, люди расстаются, ищут и не могут найти сокровища, открывают дальние страны. И не имеет значения, какой фильм показывают — экран всегда остаётся прежним. Не важно, катятся ли слезы, льётся ли кровь — ничто не может запятнать белизну экранного полотна. И точно так же Бог — вне и превыше всех житейских восторгов и горестей. И когда наш фильм подойдёт к концу, мы все увидим это.
•
Пивной кувшин
(Хасидская притча)
Однажды Баал Шем сказал своим ученикам:
— Так же, как сила корня видна по листу, сила человека видна по посуде, которую он делает; характер и поведение человека можно измерить его делами.
Затем взгляд Баал Шема упал на прекрасный пивной кувшин, лежащий на полу. Он взял его и сказал:
— Видно ли вам по этому кувшину, что у сделавшего его человека нет ног?
Когда Баал Шем закончил свою речь, кто-то из учеников поднял кувшин и поставил его на скамью. Но кувшин не смог на ней устоять и, упав, разбился вдребезги.
•
Три птички
(Восточная притча)
Однажды мастер спросил у своих учеников:
— На дереве сидели три птички, одна из них решила улететь. Сколько птичек осталось сидеть на ветке?
Многие ответили:
— Две!
— Ничего подобного, — возразил мастер, — три! Решить улететь — это ещё не улететь. Это просто решение, а должны быть действия после принятия решения.
•
Чудо — не доказательство
(Еврейская притча)
Двое израильских учителей спорили на какую-то богословскую тему и расходились очень яростно. И один из них — Шаммай — сказал:
— Господи, если я нашёл благоволение перед тобой, да падут на нас стены этого дома!
Стены начали валиться.
Его собеседник — Гиллель — воскликнул:
— Если я нашёл благоволение перед тобой, Господи, пусть стены остановятся!
Стены остановились. И тогда Гиллель говорит Шаммаю:
— Видишь, чудо ничего не доказывает… Ибо Бог сотворил чудо не в доказательство того, что чьё-то богословие правильно или неправильно, а потому, что сердце человека всецело принадлежало Богу. И это общий принцип: чудо — не доказательство. Нельзя пользоваться чудом как доказательством богословской выкладки. Святой — не обязательно лучший богослов своего времени, но он — святой.