Притчи


  Жизнь взаймы
   (Даосская притча)
   Отрешённый и Забывчивый осматривали Курган Сокровенной Мудрости, где покоится прах Жёлтого Владыки. Вдруг на левом локте у Забывчивого вскочила опухоль, и Забывчивый изумлённо уставился на неё.
   - Страшно тебе? - спросил Отрешённый.
   - Нет, чего мне страшиться? - ответил Забывчивый. - Ведь наша жизнь дана нам взаймы. Взяли её в долг - и живём, а живущие - прах.
   Жизнь и смерть - как день и ночь. Мы с тобой посетили того, кто уже прошёл превращение, а теперь превращение коснулось меня. Чего же мне страшиться?


  Говорящая обезьяна
   (Дзэнская притча)
   Однажды учитель дзэн сказал обезьяне:
   - Я точно знаю, что ты понимаешь язык, на котором я говорю, но стараешься скрыть это от меня. Моё проникновение в суть вещей говорит мне об этом.
   Обезьяна ответила:
   - Да, господин. Но, пожалуйста, не говорите об этом никому, потому что я не стану говорить ни с кем, кроме вас. Каждый зверь прекрасно понимает ваш язык, но ни одно животное не хочет, чтобы вы обратили его в рабство. Если кто-нибудь из зверей заговорит, то его тут же заставят делать какую-нибудь работу.


  Поиск жилища
   (Суфийская притча от Руми)
   Некий человек искал дом, чтобы взять его в наём или купить, и попросил одного своего друга помочь ему в поисках. Друг показал ему немного повреждённый дом, принадлежавший ему и расположенный по соседству с его собственным жильём. При этом он говорил:
   - Если бы у этого дома была крыша, ты бы мог нанять его и сразу поселиться в нём, и мы стали бы соседями. Конечно, хорошо было бы, если бы в доме была вторая комната, тогда бы ты мог удобнее разместить­ в нём свою семью. А если бы возле этого дома ещё и был бы сад, я бы мог приходить к тебе в гости, и мы бы хорошо проводили время. В общем, был бы этот дом в порядке, ты бы мог смело нанять его или даже купить.
   Выслушав друга, человек, искавший себе жилище, сказал:
   - Я понимаю, что ты желаешь мне благ, и я бы, может быть, нанял этот дом, но боюсь стать рабом домовладельца по имени *если бы* да *кабы*!


  День и ночь
   (Суфийская притча)
   Некий учёный сказал одному суфию:
   - Вы, суфии, часто говорите, что наши логичные вопросы вам непонятны. Не могли бы вы показать мне на примере, какими представляются вам наши вопросы?
   Суфий ответил:
   - Однажды я путешествовал поездом, и на нашем пути оказалось семь туннелей. Напротив меня сидел крестьянин, который, очевидно, никогда раньше поездом не ездил. После седьмого туннеля крестьянин похлопал меня по колену и сказал: *Этот поезд чересчур сложная штука. На своём осле я могу добраться до своей деревни всего за день. Однако поездом, который, казалось бы, движется быстрее, чем осел, мы всё ещё не добрались до моего дома, хотя солнце вставало и садилось целых семь раз*.


  Невидимая поддержка
   (Хасидская притча)
   Ученик спросил Баал Шема:
   - Почему бывает так, что тот, кто прилепляется к Богу и знает, что близок к нему, иногда испытывает чувство разрыва и удаления?
   Баал Шем объяснил:
   - Когда отец учит своего маленького сына ходить, он становится перед ним и простирает свои руки по обе стороны от малыша, чтобы тот не упал, и мальчик идёт к отцу, поддерживаемый его руками. Но когда он подходит к нему вплотную, отец отходит от него и убирает свои руки, и так происходит не один раз. Только так ребёнок может научиться ходить.


  Кто лучше владеет мечом
   (Восточная притча)
   - Кто лучше владеет мечом? - спросил воин.
   - Выйди в поле возле монастыря, - сказал ему наставник. - Там стоит валун. Оскорби его.
   - Зачем это? - удивился воин. - Камень никогда не ответит мне тем же.
   - Тогда атакуй его.
   - Не стану. Меч мой сломается. А если нападу на него голыми руками, издеру их в кровь, но ничего не достигну. Да и вообще, причём тут валун? Я спрашивал тебя, кто лучше всех управляется с мечом!
   - Тот, кто подобен каменному валуну, - отвечал на это наставник. - Тот, кто, даже не обнажив меча, может показать, что одолеть его не под силу никому.


  Ноноко и грабитель
   (Дзэнская притча)
   Жил-был старый мастер дзэн. Он жил один в хижине у подножья горы.
   Однажды ночью, когда Ноноко медитировал, в его хижину ворвался грабитель и, угрожая саблей, потребовал денег. Не прерывая медитации,­ Ноноко ответил незнакомцу:
   - Все мои деньги находятся в чаше на полке. Можешь забрать всё, только оставь мне пять монет. Мне нужно заплатить налоги на следующей неделе.
   Грабитель сгрёб все деньги, а потом кинул в чашу пять монет. Он также прихватил с собой красивую вазу, стоявшую на полке.
   - Будь осторожен с вазой, - сказал Ноноко, - она может легко разбиться.
   Незнакомец обвёл взглядом пустую хижину и уже хотел уходить, как мастер сказал:
   - Ты забыл сказать *спасибо*.
   - Спасибо, - сказал грабитель и ушёл.
   На следующий день деревня возбуждённо гудела. Некоторые крестьяне заявили, что их ограбили. Кто-то обратил внимание, что в хижине Ноноко на полке не хватает вазы.
   - Тебя тоже ограбили? - спросили они хозяина.
   - Нет, - ответил Ноноко. - Я дал незнакомцу вазу и ещё немного денег.
   Он поблагодарил меня и ушёл. Он был довольно милым человеком, только немного неосторожно размахивал своей саблей.