12 октября 2012
Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвященных девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт.1:27)
«Сотворение Адама» — одна из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей красной туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.
Увлекательную тайну Бога в картине «Сотворение Адама» освещена на сайте «Scientific American» (http://blogs.scientificamerican.com/guest-blog/2010/05/27/michelangelos-secret-message-in-the-sistine-chapel-a-juxtaposition-of-god-and-the-human-brain/):
«В 1990 году врач Франк Мешбергер (Frank Meshberger) опубликовал статью в журнале American Medical Association, посвященную расшифровке изображений Микеланджело с ошеломляющим признанием того, что изображение Бога в центральной части фрески на потолке, где приведена прекрасная анатомическая иллюстрация человеческого мозга в разрезе. Мешбергер предполагает, что Микеланджело изобразил зашифрованное изображение человеческого мозга с целью сказать нам, что Бог наделил Адама не только жизнь, но и высшим человеческим интеллектом.»
Микеланджело обучался медицине и анатомии. Известно также, что мастер вскрывал трупы. Делал при этом зарисовки, которые могут хранится в архивах Ватикана. Ни одна до сих пор не найдена. И не исключено, что Микеланджело зачем-то лично уничтожил их все.
« | Деревянный Тигр | Вешалка для ключей от Феликса Грауера | » |