•
Чтобы не терять мощность при переключении передач:
Уметь четко переключать передачи точным слитным движением рычага из одного положения в другое. Приучиться держать рычаг всегда в одинаковом положении (например, тремя пальцами) независимо от того, какая передача включается. Перемещать рычаг по кратчайшему расстоянию из одного положения в другое, избегая ненужных движений в положении нейтрали.
•
Чтобы не терять мощность при переключении передач:
Пользоваться сцеплением только при переключении передач и никогда - для изменения скорости движения, кроме отдельных случаев маневрирования на 1-й передаче.
•
Чтобы не терять мощность при переключении передач:
Стремиться к максимальному сокращению времени выключения и включения сцепления. Для этого выключать сцепление следует всегда с максимальной скоростью, а включать - со скоростью, зависящей от включаемой передачи и скорости движения. Чем ниже передача, тем медленнее следует отпускать педаль. Самое медленное включение - при трогании с места, самое быстрое (просто снять ногу с педали) - при включении высшей передачи на высокой скорости.
•
Чтобы не терять мощность при переключении передач:
Включать и выключать сцепление, по возможности, не отрывая пятки от пола. Не держать ногу на педали сцепления во время движения на передаче.
•
Чтобы не терять мощность при переключении передач:
Двигаться на нейтральной передаче только в исключительных случаях, например при подъезде к светофору, когда горит красный свет, да и то при сухой погоде. Это соответствует требованиям безопасного и надежного управления. Правда на автомобилях, не имеющих экономайзера принудительного холостого хода, можно сэкономить немного топлива за счет использования наката на нейтральной передаче, но при этом резко снижается безопасность, так как становится труднее управлять автомобилем, обеспечивать устойчивость и тормозить при внезапно возникающей опасности. Вообще технические приемы безопасного движения часто входят в противоречие с приемами, обеспечивающими экономию топлива.
•
Чтобы не терять мощность при переключении передач:
Научиться переключать передачи с высшей на низшую (с 4-й на З-ю или с З-й на 2-ю при движении на подъем или для более интенсивного разгона) без рывка автомобиля в момент переключения.
•
Маневрирование на малых скоростях
Умение маневрировать и совершать повороты в различных условиях - важнейший компонент водительского мастерства. С этим умением связаны безопасность автомобиля, возможность избежать аварии, способность противостоять различным возмущениям: внезапному боковому ветру, изменению рельефа и т.д. Начинается это умение со способности ощущать габариты автомобиля, траектории, описываемые его передней и задней выступающими частями при маневрировании, ощущать, где проходят передние и задние колеса автомобиля. При движении передним и задним ходом, водитель должен уметь правильно подбирать траекторию для маневрирования, навыки которого должны быть отработаны до автоматизма.
•
Навыки маневрирования
Задние колеса автомобиля всегда идут по меньшему радиусу, независимо от того, едете вы вперед или назад. Если вы в показанном положении двигались вперед из положения А в положение Б, то важно было держать такое расстояние от правой стенки, чтобы при повороте не задеть за нее правым задним колесом. В узком проходе можно не бояться прижиматься к левой стенке, поскольку при повороте все точки автомобиля будут от нее удаляться.
•
Навыки маневрирования
Если вы движетесь задним ходом из положения Б в А , то вам следует держаться поближе к стенке В и следить за моментом, когда заднее правое колесо поравняется с углом, после чего, начиная вращать руль направо, следует все внимание переключить на переднее левое колесо, идущее по наибольшему радиусу и левую сторону, не забыв повернуть колеса прямо, когда автомобиль окажется в положении А, после чего можно спокойно заезжать в проход. Из сказанного следует, что нужно всегда уделять больше внимания той части автомобиля, которой в данный момент грозит столкновение с предметами, ограничивающими полосу движения.
•
Навыки маневрирования
При маневрировании едем медпеннее, а руль вращаем быстрее. Здесь пригодятся навыки быстрого вращения руля, приобретенные ранее. Так, довольно распространенный случай задевания за соседний автомобиль при выезде со стоянки задним ходом показан на рис. . Технически исполнение этого выезда совершенно несложно. Основная ошибка: неопытный водитель, подавая назад, смотрит только назад, забыв об опасном выдвижении наружного переднего крыла в сторону соседа. В результате - досадная вмятина на его двери от вашего бампера!