•
Торможение автомобиля
Кроме того, сцепление с дорогой существенно зависит от степени проскальзывания колеса по поверхности. Максимальный коэффициент сцепления достигается при частичном проскальзывании 10-15%. А при полном проскальзывании коэффициент сцепления может падать почти вдвое. Это значит, что при экстренном торможении нельзя доводить колеса до полного проскальзывания (юза).
•
Торможение автомобиля
Если колесо полностью проскальзывает (колесо заблокировано, происходит юз), то по поверхности дороги трется один и тот же участом шины. При этом резина истирается так же, как ластик, которым вы убираете карандашную линию на бумаге. 0бразуются резиновые катышки, по которым заблокированное колесо катится примерно так, как корабль по каткам со стапелям, скольжение превращается в качение! Теперь ясно: чтобы резко затормозить, надо не допускать юза, не доводить колеса до полного скольжения.
•
Торможение автомобиля
Обычно о начале юза можно судить по характерному писку скользящей по асфальту резины. Его нельзя допускать ни в коем случае. Но, во-первых, он возникает только на сухом покрытии, а во-вторых, его легко спутать с встречающимся иногда писком в самом тормозном механизме.
•
Торможение автомобиля
Антиблокировочная система работает так. Как только какое-нибудь колесо начинает проскальзывать, система сбрасывает давление в тормозной системе этого колеса, оно на какой-то момент разблокируется, скольжение прекращается, и все начинается сначала - давление в системе начинает расти до тех пор, пока снова колесо не окажется заблокированным. Примерно такого же эффекта можно достичь и без антиблбкировочной системы, если освоить прием *пульсирующего торможения*.
•
Торможение автомобиля
При торможении с переключением передач необходимо пользоваться приемом *носок-пятка*, при котором носок правой ноги производит перегазовку, необходимую для переключения передач, а пятка нажимает на педаль тормоза.
•
Торможение автомобиля
Во время торможения сила сцепления колес в продольном направлении используется почти полностью. Поэтому достаточно небольшой боковой силы, чтобы наступила потеря сцепления в боковом направлении. Эта потеря сцепления наступает раньше на задних колесах, которые при торможении разгружаются. Одновременно с началом юза может начаться занос задних колес. Выправить положение автомобиля можно рулем. Но для того, чтобы выравнивание автомобиля было эффективным, необходимо прекратить торможение, чтобы на колеса перестали действовать тормозные силы, и их сцепление в боковом направлении увеличилось. После выравнивания автомобиля можно снова продолжить торможение. До сих пор говорили об экстренном торможении. Но лучше всего его избегать совсем. Самое хорошее торможение - это то, которое удалось выполнить плавно!
•
Грамотное торможение:
Умение тормозить плавно, регулируя силу нажатия на педаль тормоза в зависимости от скорости движения - чем ниже скорость, тем слабее давление на педаль, так, чтобы при остановке пассажир не качался вперед-назад, как кукла.
•
Грамотное торможение:
Привычка перед торможением бросить взгляд в зеркало заднего вида, чтобы торможение не закончилось потерей бампера в лучшем случае, а в худшем...
•
Грамотное торможение:
Привычка никогда не пользоваться сцеплением при начале торможения, если только это не связано с переключением передач. Выключать сцепление только перед самой остановкой автомобиля на скорости около 15 км/ч.
•
Грамотное торможение:
Умение в случаях экстренного торчожения применять прием *пульсирующего торможения* - нажатие на педаль тормоза с периодическим ослаблением давления, чтобы, удерживаясь на начале проскальзывания, избежать юза.