Советы автолюбителю


  Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрел. Лучше конечно, этого не допускать, почаще поглядывая на указатель температуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, датчик включения электровентилятора или просто потек Тосол. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель – он получит тепловой удар и возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дайте ему работать на холостых оборотах, при этом в системе сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность печку и откройте капот, Если есть возможность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку расширительного бачка или радиатора – на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, и вы сохраните здоровье машины и ваше собственное.


  Большинство современных автомобилей оснащено бескамерными шинами. Они легки, более надежны и безопасны в эксплуатации, чем шины с камерами. Однако в случае серьезного прокола в дальней дороге отремонтировать их значительно сложнее. Лучше всего это сделать в шиноремонтной мастерской, но иногда возникает проблема, – как туда добраться, если герметика для шин нет или он кончился, а запасное колесо тоже проколото. Можно поступить следующим образом: если отверстие в шине небольшое, вверните в него винт-саморез, накачайте колесо и проверьте, – не спускает ли. Саморез, плотно ввернутый в отверстие, обычно перекрывает его и можно осторожно доехать до гаража или шиномонтажа. Только периодически останавливайтесь и проверяйте давление в шине. При необходимости подкачивайте, так как приспущенная бескамерная шина на повороте может разбортоваться и воздух из нее выйдет мгновенно, что опасно. Кстати, если вы обнаружили в шине большой гвоздь, но она не спускается, не вытаскивайте его, а прямо с гвоздем на небольшой скорости отправляйтесь в шиноремонтную мастерскую.


  Очистка стекла
Для очистки стекла после длительной поездки необходимо применять специальные чистящие препараты. Дело в том, что на наружной стороне стекла, особенно на ветровом, оседают пыль, дым, копоть, уличная грязь, масла, жиры, остатки насекомых, смолы, причем химические загрязнения весьма прочно удерживаются на стекле. Их невозможно отмыть водой или обычными химическими средствами. Для этого понадобятся специальные составы с растворителями, поверхностно-активными веществами (ПАВ) и другими активными добавками. Для очистки стекол служат жидкость НИИСС-4, *Автоочиститель-2 стекол*, с помощью которых удается достаточно хорошо очистить поверхность стекла вручную или добавляя в омыватель. Препарат перед употреблением разбавляют водой в соотношении 1:5 (по объему). Если температура воздуха ниже 5°С, то в бачок омывателя заливают препарат без добавления воды. Нельзя применять сходный по названию *Авто очиститель стекол* (ТУ 6-15-461-79), предназначенный для оконных стекол.


  Очистка стекла
Неплохие результаты дает применение средства *Нитхинол*, которое наносится на поверхность стекла тампоном из ваты или мягкой ветоши и затем протирается ветошью или сухой бумагой.


  Очистка стекла
В последнее время внимание автолюбителей привлек аэрозольный баллончик *Секунда 75*, с помощью которого легко очищаются стекла как снаружи, так и изнутри (в последнем случае с помощью *Секунды 75* счищается со стекла налет от сигаретного дыма). Во время зимней эксплуатации автомобиля рекомендуется применять *Авторазмораживатель* в аэрозольной упаковке. Он предназначен для удаления льда и инея со стекол автомобиля, предотвращения их обледенения (для этого размораживатель наносят на стекло тонким равномерным слоем), а также для размораживания замков. При необходимости пленку размораживателя удаляют влажной тканью или ветошью. Для очистки обледеневшего стекла препарат наносят на поверхность стекла, предварительно удалив с него слой снега и рыхлого льда. Оттаявшее стекло протирают сухой ветошью. Расход препарата 30...40 г/м , масса упаковки — 175 г.


  Очистка стекла
Если на стекле появились мелкие потертости и царапины, то расстраиваться не стоит. Возьмите пемзу, размельчите ее до порошкового состояния и просейте через мелкую сетку. В порошок добавьте воду и перемешайте смесь до получения густой суспензии. Изготовив простое приспособление (рис. 2) и закрепив его в патроне электродрели, наносят на войлочный или фетровый диск суспензию полирующего порошка. Включив дрель, вращающийся диск аккуратно прижимают к поверхности стекла и обрабатывают им поврежденный участок стекла. Возможные царапины заполировывают затем полиритом (смесь окислов редкоземельных металлов с преимущественным содержанием окиси церия Се02). Неплохие результаты дает применение и других полирующих составов, но полирит обладает значительно большей полирующей способностью.


  Очистка стекла
Иногда через уплотнитель ветрового стекла в дождливую погоду просачивается вода. Для ликвидации течи применяют водозапорную мастику 51-Г-7 или У20А. Ликвидировать течь, если подобной мастики нет, удается с помощью пластилина или резинового клея. Некоторые автолюбители изготавливают герметизирующую мастику из имеющихся в продаже воска, сосновой канифоли и касторового масла. Воск и канифоль, взятые в равных частях (по массе), расплавляют и хорошо перемешивают, затем в полученную смесь добавляют касторовое масло (20...30% от объема смеси канифоли и воска). От количества касторового масла зависит вязкость мастики, которая после остывания похожа на твердую смазку. Для герметизации дефектного места уплотнителя необходимо отогнуть его деревянной или пластмассовой лопаточкой и в образовавшееся пространство между уплотнителем и стеклом (металлом) заложить полученный герметик. Излишки, выступившие на стекло (металл), хорошо смывают бензином. Этот герметик не твердеет на морозе и не вытекает из уплотнения при сильном солнцепеке. Применять же в герметике вместо касторового масла минеральные или растительные нельзя. Они портят резиновые уплотнения.


  Со временем у водителей с большим стажем может развиться профессиональное заболевание зрения – дальнозоркость. Она появляется из-за того, что приходится постоянно глядеть в даль. Управлять автомобилем эта особенность зрения не мешает, скорее наоборот – водитель хорошо видит обстановку впереди. Но периодически нужно посматривать и назад, через зеркала заднего вида. Настоятельно рекомендуем дальнозорким водителям никогда не применять внутрисалонное зеркало панорамного (сферического) типа. Глаза при переводе взгляда на него не будут успевать адаптироваться и вам покажется, что вы смотрите через очки для близоруких. Разглядеть обстановку сзади и, тем более, точно оценить дистанцию до задних автомобилей, вам не удастся.


  Возите с собой в машине нераспечатанную двухлитровую бутылку с газированной водой (любой, желательно, сильно газированной). Причем старайтесь расположить ее в самом теплом месте салона. Пластмасса бутылки очень прочна и легко выдерживает большое внутреннее давление при нагреве. У вас под рукой всегда будет запасной огнетушитель, который выручит, если откажет настоящий или его не хватит. В спокойной обстановке *запасной огнетушитель* можно использовать по прямому назначению, конечно, предварительно охладив.


  Очень часто после ливня или даже зимой, в сильную оттепель, на дороге образуются огромные лужи, которые не удается объехать и приходится форсировать напрямую. Сразу, как только выедете из лужи, на ходу несколько раз плавно нажмите на тормоз, чтобы просушить намокшие тормозные колодки. Многие забывают об этом дедовском приеме, а зачастую и пренебрегают им. А зря – в условиях интенсивного городского движения внезапно может потребоваться резко затормозить, а мокрые тормоза сработают с опозданием.