• После преодоления брода надо остановиться и, включив нейтральную передачу, дать двигателю поработать на повышенных оборотах несколько минут, чтобы в моторном отсеке все высохло. Иначе на холостых оборотах двигатель может заглохнуть из-за большой влажности под капотом (вода, горячий коллектор - вот вам и *русская баня*). Если у вас *засветилась* вся панель, то, скорее всего, ремень привода генератора намок и начал проскальзывать. Тут лучше заглушить машину и дать всему под капотом высохнуть.
• Если у вас в неудобном месте (на железнодорожном переезде, посередине большой лужи или на перекрестке) двигатель заглох и не желает заводиться, включите первую или вторую передачу и с помощью стартера выкатите свой автомобиль на более удобное место.
• Открытие вторичной камеры карбюратора у автомобиля — это увеличение расхода топлива. Экономные водители стараются ездить так, чтобы она вступала в работу как можно реже. Открытие дроссельной заслонки в таких случаях контролируют обычно при помощи выключателя и сигнальной лампы, которыми самостоятельно оборудуют машину. В карбюраторе, где заслонки обеих камер связаны механически, на ось вторичной установите дополнительную пружинку. Теперь, когда она начинает открываться, вы почувствуете повышенное сопротивление на педали газа.
• На автомобиле ВАЗ-2105 останавливается двигатель при работе на холостом ходу. Одна из причин — не действует электромагнитный запорный клапан. Он остается закрытым, хотя питание к нему поступает. Надо вывернуть клапан из карбюратора, вытащить из него жиклер и в отверстие корпуса закапать немного масла. Подключив клапан к электросети машины, проверьте его работу. Запорная игла должно легко и без заедании перемещаться. Удалив излишки масла из клапана, установите его на карбюратор, и с этого момента двигатель исправно заработает на всех режимах.
• Чтобы проверить масла, наберите их в одинаковых количествах поочередно в стеклянный чертежный рейсфедер или в медицинскую пипетку и, открыв верхний конец, заметьте, сколько капель вытечет за единицу времени (удобно взбить 30 ее* кунд или минуту). Естественно, что менее вязкое промывочное масло будет вытекать значительно быстрее. Так же можно отличить более *густое* летнее масло от зимних сортов. Если на банках с маслом отсутствуют этикетки, что часто бывает в гаражных запасах у автолюбителей, определить, какое из них моторное (М8Г1, М63/10Г, М12Г1), а какое трансмиссионное (ТАД-17), по запаху и цвету могут только специалисты. Есть простой надежный способ. Капните масло в воду. Если капля в виде линзы плавает, не изменяясь, несколько минут — масло моторное, а если в считанные секунды расплывается по поверхности воды, образуя переливающуюся радужную пленку, — трансмиссионное.
• После замены масляного фильтра у двигателя *Жигулей* система смазки, после того как он заработает, некоторое время остается сухой — пока - не заполнится маслом корпус фильтра. Режим сухого трения вредно сказывается на наиболее нагруженных деталях. Чтобы избежать ненужных двигателю нагрузок, заполните масляный фильтр свежим моторным маслом еще до установки.
• Если стрелочный прибор заменен или дублировал сигнальной лампой, нужно быть абсолютно уверенным в правильности регулирования указателя аварийного снижения давления масла. Имеется простое приспособление, позволяющее легко и точно определить, как работает датчик и сам прибор. Из стального или латунного шестигранника делается переходная втулка. С одной стороны в нее вворачивается датчик давления, который нужно проверить, с другой — стрелочный манометр. Берется прибор с пределом измерения 16 кг/см2 и шкалой диаметром 100 мм. Этого вполне достаточно для точного замера. В полость втулки между датчиком и манометром залито обычное моторное масло. Сам датчик *заземляют* на массу автомобиля, а выходную клемму соединяют с прибором или контрольной лампой. Если теперь включить зажигание, не заводя мотор, — контрольная лампа загорится. Вворачивая манометр во втулку, мы плавно увеличиваем давление масла, и сразу видно, при каких показаниях красный сигнал гаснет. Вновь выворачивая манометр, определяем давление, при котором контакты датчика замыкаются, и лампа опять загорается. Повторив проверку несколько раз, точно устанавливаем исправность датчика.
• Важнейший контрольный показатель — давление в системе смазки двигателя. При его отклонениях от нормы нужно знать, исправны ли указатель и его датчик. Если есть ножной шинный насос, снабженный манометром, сделать это несложно. Вывернутый датчик соедините с шлангом насоса, используя прилагаемый к нему продувочный наконечник и подручные обрезки шлангов подходящего диаметра. Корпус датчика прижмите к любой металлической детали машины, создавая контакт на *массу* (провод к датчику при этом подсоединен), и включите зажигание. Затем нажмите на педаль насоса, чтобы создать давление, и следите за соответствием показаний манометров на насосе и на щитке приборов. При этом надо учесть инерционность электрического манометра: чтобы его показание установилось, нужно в течение нескольких секунд выдержать постоянное давление.
• Случается, что в двигателе ВАЗ-2108 вытекает масло из-под крышки головки блока. Установка дополнительных резиновых шайб на шпильки не всегда дает положительный результат. Чаще всего масло идет по верхней плоскости прокладки. Приклейте ее клеем *Момент* к крышке, предварительно обезжирив поверхности. Течь прекратится. Со временем прокладка под крышкой головки блока цилиндров ВАЗ-2105 чрезмерно обжимается, и подтягиванием гаек, крепящих крышку, не удается устранить течь масла из-под нее. Подложите в канавку, которая сделана в крышке для резиновой прокладки, картонную прокладку толщиной 1 мм и шириной 4 мм. Надежное уплотнение здесь будет обеспечено. Но следует иметь в виду, что затягивать гайки, крепящие крышку, надо с небольшим усилием, достаточным лишь для некоторой деформации резиновой прокладки, но не приводящим к изгибу литой алюминиевой крышки.
• Крышка воздушного фильтра у *Жигулей* крепится к корпусу тремя гайками на шпильках. Через щели в этих соединениях может подсасываться воздух с пылью. Цилиндры двигателя быстро изнашиваются, если через воздушный фильтр в них попадают абразивные частицы. Чтобы предупредить это, подложите под шайбы на шпильках резиновые прокладки, имеющие форму шайб.